СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные характеристики
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.1.1.
Направленность программы
9
1.1.2.
Актуальность программы
10
1.1.3.
Отличительные особенности программы
12
1.1.4.
Адресат программы
12
1.1.5.
Объем и срок освоения программы
13
1.1.6.
Особенности организации образовательного процесса
13
1.2. Цель и задачи программы
17
1.3. Планируемые результаты
19
1.4. Содержание программы
22
1.4.1. Учебный (тематический) план
29
1.4.2. Содержание учебного (тематического) плана
30
2. Организационно-педагогические условия
37
2.1. Календарный учебный график
37
2.2. Условия реализации программы
37
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
39
3. Список литературы
42
2
1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастер и мастерица» художественной направленности для детей 7-14 лет
является модифицированной, разработана на основе нормативно-правовой
базы (см п.3.1. раздела III Литература).
Программа «Мастер и мастерица» разработана на основе и анализе
следующих программ:
1.
«Шьем сами» Е.В. Бахтурина г. Тамбов 2018 г.
2.
«Мастерская кукол» М.И. Васильева, 2018 г. multiurok.ru.
3.
«Вышивка» С.И. Азанова г. Шамары 2017 год.
Программа художественной направленности предоставляют детям
возможность познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства.
Такая
деятельность
позволяет
реализовать
стремление
ребенка
к
«рукотворчеству», дает возможность испытать радость и удовлетворение от
процесса созидания. Дети учатся понимать ценность и неповторимость
вещей, сделанной своими руками, приобретают опыт оценки своего труда и
труда сверстников. Овладение основами художественного ремесла открывает
ребенку перспективы профессионального мастерства.
Занятие
в
объединении
дают
детям
возможность
социальной
адаптации, дают почувствовать себя в среде единомышленников, связанных
общим интересным делом, развивают способность к сотрудничеству как со
взрослыми (педагогом), так и со сверстниками.
Кроме того, большое значение имеет выставочная деятельность –
переживание
успеха,
публичное
признание
приносит
моральное
удовлетворение и в то же время вырабатывается чувство ответственности за
результат своего труда, что пробуждает ребенка стремиться к еще большим
высотам творчества, к развитию и самосовершенствованию.
3
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастер и мастерица» направлена на:
− обучение детей шитью ручными швами;
− технологией кройки и шитья;
− на знакомство с народной культурой и традициями.
Программа позволяет учесть особенности каждого ребенка.
В программе конкретизирован тематический план занятий объединения
конкретными изделиями, в соответствии с планом разработаны конспекты
занятий с сопровождающим материалом (презентации, образцы изделий,
выкройки и т. п.).
1.1.2.Актуальность программы
Программа направлена на развитие творческих способностей ребенка,
при этом создает условия для самовыражения через создание своими руками
различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать
подарком, игрушкой, возможно – заработком, а значит, приносить радость не
только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок
добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих
силах.
Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что
создано другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость
перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к
проявлению творчества в любом виде труда.
В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:
− радость общения;
− удовлетворение результатами своего труда;
− исключение боязни неудачи (любой результат положителен);
− создание обстановки взаимопомощь.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
предлагаемые в программе принципы, формы, методы обучения и контроля,
4
средства обучения действенны в развитии творческих способностей детей,
посещающих объединение «Мастер и мастерица» (Целый ряд специальных
заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат
для достижения этого):
− принципы
обучения
(индивидуальность,
доступность,
преемственность, результативность);
− формы и методы обучения (групповое и индивидуальное
обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии и т.д.);
− методы
контроля
и
управления
деятельностью
детей
(тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и
прочее);
− средства обучения (необходимое оборудование, инструменты и
материалы, доступные для детей).
1.1.3. Отличительные особенности программы
данной дополнительной общеобразовательной программы является
разнообразие представленных в ней техник детского творчества (аппликация,
изонить, виды вышивки, торцевание тканью, мягкая игрушка, валяние,
изготовление кукол, мода для кукол, лоскутное шитье). Образовательная
работа по программе ведется по двум возрастным группам, при этом каждая
последующая
ступень
является
продолжением
обучения
в
рамках
предыдущей. На последующих уровнях обучения вводятся новые темы для
изучения.
1.1.4.Адресат программы
Возраст обучающихся: 7-14 лет.
Основанием для зачисления в группу является интерес к выбранному
виду деятельности. Принимаются все дети, желающие заниматься в
объединении. В составе объединения могут быть дети одаренные, с низкими
способностями, дети с ограниченными возможностями здоровья. Для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
5
осуществляется,
образовательный
процесс
по
адаптированной
образовательной программе. В которой отражены содержание, срок
обучения, условия организации обучения и воспитания детей, с учетом их
особых образовательных возможностей.
В группы зачисляются как дети приблизительно одного возраста, так и
разных возрастных категорий (разновозрастные группы), могут являться
основным составом объединения.
Принцип построения программы:
Процесс построения строиться на единстве методов и приемов
активного и увлекательного обучения. Предлагаемые задания должны
выполнятся в рамках одного-трех занятий.
Педагог организует деятельность с учетом особых индивидуальных
способностей и потребностей детей. Обеспечивает обучающимся, открытую
перспективу
для
добровольного
выбора
формы
проведения
своего
свободного времени. Возможность максимально сконцентрироваться на
любимом деле.
В работе объединения при наличии условий и согласия руководителя
объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут
участвовать их родители (законные представители). В группах действует
активный метод взаимопомощи «я умею – научу другого»; что способствует
интересному творческому общению и дружелюбию.
Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам,
ярмаркам, выставкам.
Наполняемость групп:
− группа 1 года обучения – до 15 человек;
− группа второго года обучения (для детей 11-14 лет) – до 13
человек.
Уменьшение числа обучающихся в группе последующих лет
обучения связано с увеличением объема и сложности изучаемого
материала.
6
1.1.5.Объем и срок освоения программы
Объем программы – 258 часов:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1.1.6.Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа (40 минут)
с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.
Форма обучения: очная, в случае необходимости – дистанционное
обучение.
Формы организации образовательного процесса:
Формы проведения занятий:
−
отчетные занятия-выставки;
−
практическое занятие;
−
комбинированное занятие;
−
игра;
−
праздник;
−
экскурсия;
−
мастерская и др.
Формы организации образовательного процесса:
− теоретическое занятие – освоение новых знаний,
− практическое занятие с применением бытовой техники (утюг,
отпариватель).
Формы обучения
Если теоретическое занятие закладывает основы новых знаний в обобщенной
форме, практические занятия призваны углубить, расширить и
детализировать
эти
знания,
содействовать
7
выработке
навыков
профессиональной
деятельности.
Практические
занятия
служат
своеобразной формой осуществления связи теории с практикой.
Теоретические (групповые) – беседа, объяснение, демонстрация, просмотр
иллюстраций с последующим анализом.
Практические (групповые, по подгруппам, индивидуальные) –
конструирование, моделирование и пошив одежды; отработка изучаемых
технологических приемов, самостоятельные творческие работы.
Методы и приемы обучения
Устный метод: Задачи метода:
− создать у обучающихся точное представление о новом материале
−
на совершенствование знаний и умений рассуждать.
Объяснительно-иллюстративный: педагог сообщает готовую информацию
с
использованием
демонстраций,
а
обучающиеся
воспринимают,
осмысливают и запоминают ее, воспроизводят полученные знания.
Репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых
инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное
воспроизведение знаний или умений по образцу.
Частично-поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений для
изготовления изделия.
Исследовательский: творческая деятельность обучающихся по решению
выполнения работы.
Практический: упражнения, практические работы.
Наглядный: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов.
Стимулы:
− похвала;
− поддержка;
− отбор работы на выставку;
− награждение грамотой.
8
Формы организации образовательного процесса:
− теоретическое занятие (15-25 минут) – освоение новых знаний;
− практическое занятие с применением бытовой техники.
Формы обучения:
Если теоретическое занятие закладывает основы новых знаний в
обобщенной форме, практические занятия призваны углубить, расширить и
детализировать
эти
знания,
содействовать
выработке
навыков
профессиональной деятельности. Практические занятия служат своеобразной
формой осуществления связи теории с практикой.
Теоретические (групповые) – беседа, объяснение, демонстрация,
просмотр иллюстраций с последующим анализом.
Практические
разработка
(групповые,
лекал,
отработка
по
подгруппам,
изучаемых
индивидуальные)
технологических
–
приемов,
самостоятельные творческие работы.
Условно в программе можно выделить следующие этапы:
1 этап. Введение: даются общие сведения о творческом объединении,
об организации работы в коллективе.
2 этап. Аппликация.
Обучающиеся узнают о приемах работы с лоскутками, о технологии
изготовления текстильного коллажа, аппликации, получают сведения о цвете
и композиции в лоскутных изделиях.
3 этап. Изонить.
Изонить – графическая техника, получение изображения нитками на
картоне или другом твёрдом основании.
4 этап. Вышивка с добавлением бисера.
В процессе овладения вышивкой бисером учащиеся расширяют
кругозор, повышают эстетический уровень и художественный вкус, а самое
главное – учатся творчески мыслить, комбинировать, разрабатывать
авторские модели вышитых изделий. Продумывая модель, ребята хорошо
9
представляют объект своей работы: его образ (модель, цветовую гамму),
назначение
изделия.
Разрабатывая
изделия,
учащиеся
овладевают
различными приемами вышивки бисером, что стимулирует самостоятельную
творческую деятельность.
5 этап. Вышивка шелковыми лентами и изготовление цветов из ленты.
Дети знакомятся с новыми технологическими приемами вышивки
лентами, а так же приемами изготовления цветов из ленты разной ширины.
6 этап. Вышивка нитками.
Вышивка включает знакомство с элементарными основами рисования
по подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных видов
орнамента, составление узоров из готовых элементов и самостоятельную
работу над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными
приемами вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения.
7 этап. Торцевание тканью.
Через технику торцевание тканью обучающиеся смогут узнать об
одном из видов конструирования, способствующему развитию мелкой
моторики
и
образному
мышлению,
усидчивости,
воспитанию
художественного вкуса, чувство цвета, аккуратности. При котором с
помощью наклеивания на шаблон или основу скрученных кусочков ткани
создаются объемные махровые композиции: картины, панно, мозаики,
открытки и т.д.
8 этап. Валяние.
Обучающиеся научатся создавать уникальные и красивые вещи своими
руками. Узнают, что валяние можно делать и с помощью кашемира, ангоры
или мохера. Используя основу и специальные инструменты чтобы получить:
игрушки, картины, украшение.
9 этап. Изготовление кукол. Мода для кукол. Мягкая игрушка.
Обучающиеся узнают об истории возникновения куклы и традициях ее
изготовления. Знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки.
10 этап. Изготовление сувениров и полезных мелочей.
10
Изготовление сувениров и многих других полезных вещей к
Знаменательным и праздничным датам: День учителя, День Матери, Новый
год, Рождество, 8 Марта, и т. п. – применяя полученные знания, умения,
навыки.
11 этап. Выставки, участие в мероприятиях Дома детского творчества.
Организовываются экскурсии в музеи и на выставки, участие в фестивалях и
конкурсах.
Все это способствует формированию интереса к декоративноприкладному творчеству.
1.2. Цель и задачи программы
Цель – овладение теоретическими и практическими навыками работы с
различными материалами, направленными на воспитание художественноэстетического вкуса.
Задачи:
Образовательные:
− обучить разнообразным трудовым навыкам и умениям при
работе с тканью, лентами, бисером, шерстью, необходимыми
инструментами и приспособлениями;
− обучить основам кройки и шитья, моделированию изделий,
работе с иглой.
Развивающие:
− развить активность и самостоятельность;
− формировать эстетический и художественный вкус;
− развивать творческие способности, фантазию и воображение,
образное мышление.
Воспитательные:
− воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость и умение
довести начатое дело до конца;
11
− формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
− воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе.
Дети, прошедшие обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Мастер и мастерица» применяют свои знания
и умения при изготовлении одежды, украшений, предметов быта.
В ходе работы на занятиях создается необычная среда и атмосфера
творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь
процесс
учебной
деятельности
направлен
на
развитие
творческих
способностей ребенка, радостных переживаний познания, реализации себя в
выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и
сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и
педагогом. У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному
процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний,
творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня
самооценки ребенка.
Вещи, сделанные своими руками, не просто могут украсить интерьер
дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств, становятся
забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу
непосредственным изготовлением предлагаемых образцов, постепенно
перерастает в стремление придумать свой образ будущих вещей и воплотить
его в материале.
1.3. Планируемые результаты
В результате освоения программы, обучающиеся получают целый
комплекс знаний.
Обучающиеся будут знать:
− требования к оборудованию рабочего места;
− об
отличительных
особенностях
статичность;
12
игрушек:
единая
форма,
− наличие рельефности и отсутствие элементов, влияющих на
объем;
− цветовое решение игрушки;
− способы нанесение рисунка на ткань;
− технику выполнения простейших швов и их разновидностей;
− технику
выполнения
аппликации
и
методы
крепления
фрагментов аппликации к ткани;
− технику выполнения «изонить»;
− технику
выполнения
простейших
швов,
глади
и
ее
разновидностей, счетных швов, вышивки шелковыми лентами,
объемной вышивки, вышивки бисером, стеклярусом, пайетками,
бусинами.
Уметь:
− взаимодействовать, общаться, быстро адаптироваться в любой
ситуации;
− пользоваться
инструментами,
приспособлениям,
швейным
оборудованием;
− выполнять изделия разной степени сложности по данным
лекалам, выкройкам и образцам;
− экономно расходовать материалы;
− применять полученные знания, умения и навыки на практике, в
быту;
− оформить игрушку самостоятельно;
− переносить рисунок на ткань;
− вышивать простейшими швами и их разновидностями;
− выполнять аппликацию;
− вышивать в технике «изонить»;
− вышивать шелковыми лентами;
− добавлять в обычные рисунки бисер, стеклярус, пайетки.
13
Освоив дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу «Мастер и мастерица» дети познакомятся с истоками народного
творчества,
с
видами
рукоделия,
научатся
использовать
различные
материалы и лоскуты при изготовлении предметов быта, интерьера, изделий
для выставок, памятных сувениров.
Универсальные учебные действия
Выработка и развитие практических навыков и умений. Расширение
умений и знаний. Обобщение накопленных умений и знаний и их
применение во всех сферах обучения.
Метапредметные результаты:
Умение учится и способность к организации своей деятельности
(планирование, контроль, оценка):
− умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
− овладение способностью принимать и сохранять цель учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
− умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в
учебной деятельности – это готовность слушать собеседника и
вести диалог, договариваться о распределении функций и ролей
совместной деятельности,
− осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение
российской
культуре,
окружающих.
Предметные результаты:
− формирование
первоначальных
представлений
этический
о
представлений,
уважительного
отношения к России, родному краю, своей семье;
− формирование
первоначальных
представлений
декоративно – прикладного искусства в жизни человека;
14
о
роли
− формирование основ художественной культуры, потребности в
художественном творчестве;
− приобретение
первоначальных
навыков
совместной
продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи,
планирования и организации;
− овладение элементарными практическими умениями и навыками
декоративно-прикладной деятельности, приобретение навыков
самообслуживания;
− усвоение правил техники безопасности;
− приобретение начального опыта умения работать с таблицами,
схемами,
цепочками,
представлять,
анализировать
и
интерпретировать данные;
− использование приобретенных знаний и умений для творческого
решения
несложных
художественно-конструкторских,
технологических и организационных задач.
Личностные результаты:
− формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной
творческой
работы
в
команде
детей
под
руководством педагога;
− развитие
эстетических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной отзывчивости;
− формирование мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям многонационального российского общества.
− умение
обсуждать
и
анализировать
собственную
художественную деятельность и работу других обучающихся с
позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
15
1.4. Содержание программы
Тема 1 Введение. Техника безопасности.
Теория:
Знакомство с программой обучения. Организация рабочего места.
Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы в
объединении. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности
на рабочем месте. Безопасные приемы труда.
Практическая работа:
Входной контроль: диагностика навыков и умений.
Тема 2. Технология выполнения швов и способы закрепления нити.
Теория:
Повторение технологии выполнения ручных швов: «вперед иголку»,
«назад иголку», «через край», «петельного» и «потайного» швов. Техника
безопасности при ручных работах.
Практическая работа:
Выполнение различных стежков и швов, закрепления нитий разными
способы в процессе работы. Работа с тканью.
Тема 3. Аппликация.
Теория:
Аппликация как декоративное лоскутное шитье. Виды аппликаций.
Алгоритм выполнения работы. Цветовой контраст в выполнении изделий.
Цветовая
насыщенность
в
оформлении.
Основные
составные
части
композиции – объем, форма, пропорция, масштаб, цвет, как средство
выразительности в композиции. Подготовка основы для выполнения
накладной классической аппликации.
Практическая работа:
Подбор рисунка для картины и панно. Изготовление шаблона. Перевод
на ткань, вырезание. Выполнение выбранных изделий.
Тема 4. Изонить.
Теория:
16
Знакомство с видом вышивки. Материалы и приспособления. Освоение
рабочих приемов.
Практическая работа:
Закрепление навыков вышивания «изонитью» в изделиях (закладки для
книг, панно). Техника выполнения угла и круга на образце. Разработка
рисунка и чертежа.
Тема 5. Вышивка нитками.
Теория:
Знакомство с техникой выполнения вышивки крестом. Вышивка в
народном
костюме.
Правила
выполнения.
Особенности.
Область
применения.
Практическая работа:
Выбор эскиза, подбор материала. Выполнение изделия в технике
вышивки крестом. Оформление работы с использованием различных
материалов.
Тема 6. Вышивка изделий с дополнением бисера.
Теория:
Знакомство с техникой выполнения вышивки бисером, стеклярусом,
пайетками.
Практическая работа:
Изготовление вышивки. Разработка рисунков для вышивки. Сочетание
различных приемов вышивки с дополнением бисера.
Тема 7. Вышивка шелковыми лентами. Изготовление цветов из лент.
Теория:
История вышивки лентами. Ознакомление с видами шелковых лент,
инструментами и приспособлениями, техникой безопасности при работе с
инструментами.
Изучение основных декоративных швов, стежков и техники вышивки.
Виды закрепок. Простой узелок. Ленточный стежок, бантик, возвратный
17
стежок, прямой стежок, простой, обвитый, объемный, перекрученный,
стебельчатый, объемные швы: узелки, бутоны.
Практическая работа:
Изготовление сувениров с вышивкой лентами, подушечек, сердечек
панно, объемных цветов из ленты
Тема 8. Торцевание тканью.
Теория:
Изучение торцевание тканью по пенопласту в техники «Кинусайга»
один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании,
наложении различных форм лоскутов ткани и закреплении их на пенопласте
без использования иголки. Создание трафарета, перенос рисунка на
пенопласт, подбор лоскутов ткани.
Практическая работа:
Создание картины с помощью лоскутков ткани в технике «Кинусайга».
Тема 9. Мягкая игрушка.
Теория:
Знакомство с видами мягких игрушек: игрушки из перчаток и носочков,
игрушки-подушки, каркасная игрушка. Материалы и инструменты. Способы
изготовления
и
варианты
оформления.
Техника
безопасности
при
изготовлении игрушек.
Практическая работа:
Подбор и раскрой ткани, сшивание деталей, оформление внешнего
вида игрушки.
Тема 10. Резинка для волос из джинсовой ткани.
Теория:
Подбор модели, расчет количества резинки, технология обработки.
Практика:
− Подбор ткани
− Изготовление выкройки
− Раскрой изделия.
18
− Cоединение деталей,
− Обработка срезов
− Декорирование изделия.
Тема 11. Повязка на голову из джинсовой ткани.
Теория:
Виды повязок. Подбор повязки. Расчет количества ткани. Технология
обработки, особенности обработки.
Практическая работа:
− Подбор ткани
− Построение выкройки
− Раскрой повязки
− Соединение деталей
− Обработка срезов
− Декорирование повязки.
Тема 12. Прихватка из джинсовой ткани
Теория:
Прихватка как самая главная помощница на кухне. Технология
обработки отдельных узлов и деталей. Расчет количества ткани в
зависимости от фасона, ширины ткани и особенности обработки.
Практическая работа:
−
сделать выкройки.
−
раскроить детали.
−
продублировать верхние детали прихватки клеевой тканью.
−
обтачать срезы косой бейкой.
−
ВТО изделия.
Тема 13. Сумочка из джинсовой ткани
Теория:
19
Знакомство с историей сумки. Технология обработки отдельных узлов
и деталей. Расчет количества ткани в зависимости от фасона, ширины ткани
и особенности обработки.
Практическая работа:
−
построение чертежа;
−
моделирование;
−
раскрой изделия из ткани;
−
сметывание;
−
стачивание, обработка срезов
Тема 14. Косметичка из джинсовой ткани
Теория:
Технология обработки отдельных узлов и деталей. Расчет количества
ткани в зависимости от фасона, ширины ткани и особенности обработки.
Практическая работа:
−
построение чертежа;
−
моделирование;
−
раскрой изделия из ткани;
−
сметывание;
−
стачивание, обработка срезов.
Тема 15. Пенал из джинсовой ткани.
Теория:
Технология обработки отдельных узлов и деталей. Расчет количества
ткани в зависимости от фасона, ширины ткани и особенности обработки.
Практическая работа:
−
построение чертежа;
−
моделирование;
−
раскрой изделия из ткани;
−
сметывание;
−
стачивание, обработка срезов.
20
Тема 16. Занятие на свежем воздухе.
Прогулка, экскурсия.
Тема 17. Тапочки из джинсовой ткани.
Теория:
Подбор модели. Технология обработки отдельных узлов и деталей.
Расчет количества ткани в зависимости от выбранной модели. Подбор
декора.
−
Подбор ткани
−
Снятие мерок
−
Моделирование
−
Изготовление выкройки
−
Раскрой изделия на ткани
−
Сметывание для примерки
−
Примерка
−
Соединение деталей
−
Декорирование изделия
Тема 18. Занятие на свободную тему.
Теория:
Определиться
с
творческой
поделкой.
Рассчитать
количество
материала в зависимости от выбранного модели. Продумать технологию
обработки отдельных узлов и деталей.
Практическая работа:
− Изготовления выкройки, шаблона (построение чертежа)
− Раскрой деталей
− Соединение деталей
− Декорирование изделия.
Тема 19. Изготовление сувениров и многих других полезных вещей к
знаменательным датам: День учителя, День Матери, Новый год, Рождество, и
т.д., применяя знания, умения, навыки.
21
Тема 20. Выставки. Участие в мероприятиях Дома детского творчества.
Тема 21. Аттестация.
Предварительная аттестация проходит в первую неделю сентября.
Текущая аттестация проходит во второй половине декабря.
Итоговая аттестация проходит в конце учебного года.
Основное назначение – получение информации о качестве отдельных
этапов процесса обучения (мониторинг).
Тема 22. Заключительное (итоговое) занятие.
Заключительное занятие. Итоги работы за год. Чаепитие.
1.4.1. Учебный (тематический) план
в том числе:
№
п/п
1
2
Наименование темы
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Технология выполнения
способы закрепления нити.
Всего
швов
и
теории практики
1
1
-
5
1
4
3
Изготовление игольницы
6
1
5
4
Аппликация.
21
6
15
5
Изонить
12
2
10
6
Вышивка нитками
30
6
24
7
Вышивка с бисером
21
5
16
8
Вышивка шелковыми лентами.
Изготовление цветов из ленты.
21
5
16
9
Торцевание тканью.
15
3
12
10
Мягкая игрушка.
30
8
22
11
Валяние
-
-
-
12
Изготовление кукол
18
3
15
13
Мода для кукол
9
2
7
14
Лоскутное шитье
6
1
5
3
1
2
15
Резинка для волос из джинсовой ткани
22
Формы
аттестации,
контроля
беседа,
опрос
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Повязка для волос из джинсовой ткани
Прихватка из джинсовой ткани
Сумочка из джинсовой ткани
Косметичка из джинсовой ткани
Пенал из джинсовой ткани
Занятие на свежем воздухе
Тапочки из джинсовой ткани
Занятие на свободную тему
Изготовление сувениров и полезных
мелочей (в течение года).
Выставки.
Участие в мероприятиях Дома детского
творчества.
Предварительная,
промежуточная,
текущая аттестации.
Заключительное (итоговое) занятие.
Итого:
3
1
2
3
1
2
9
1
8
6
1
5
3
1
2
3
-
3
9
1
8
6
1
5
9
2
7
5
-
5
3
-
3
1
258
54
1
204
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
наблюдение
тестирование
1.4.2. Содержание учебного (тематического плана)
Тема 1 Введение. Техника безопасности.
Теория:
Знакомство с программой обучения. Организация рабочего места.
Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы в
объединении. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности
на рабочем месте. Безопасные приемы труда.
Практическая работа:
Входной контроль: диагностика навыков и умений.
Тема 2. Технология выполнения швов и способы закрепления нити.
Теория:
23
Повторение технологии выполнения ручных швов: «вперед иголку»,
«назад иголку», «через край», «петельного» и «потайного» швов. Техника
безопасности при ручных работах.
Практическая работа:
Выполнение различных стежков и швов, закрепления нитий разными
способы в процессе работы. Работа с тканью.
Тема 3. Аппликация.
Теория:
Аппликация как декоративное лоскутное шитье. Виды аппликаций.
Алгоритм выполнения работы. Цветовой контраст в выполнении изделий.
Цветовая
насыщенность
в
оформлении.
Основные
составные
части
композиции – объем, форма, пропорция, масштаб, цвет, как средство
выразительности в композиции. Подготовка основы для выполнения
накладной классической аппликации.
Практическая работа:
Подбор рисунка для картины и панно. Изготовление шаблона. Перевод
на ткань, вырезание. Выполнение выбранных изделий.
Тема 4. Изонить.
Теория:
Знакомство с видом вышивки. Материалы и приспособления. Освоение
рабочих приемов.
Практическая работа:
Закрепление навыков вышивания «изонитью» в изделиях (закладки для
книг, панно). Техника выполнения угла и круга на образце. Разработка
рисунка и чертежа.
Тема 5. Вышивка нитками.
Теория:
Знакомство с техникой выполнения вышивки крестом. Вышивка в
народном
костюме.
Правила
выполнения.
применения.
24
Особенности.
Область
Практическая работа:
Выбор эскиза, подбор материала. Выполнение изделия в технике
вышивки крестом. Оформление работы с использованием различных
материалов.
Тема 6. Вышивка изделий с дополнением бисера.
Теория:
Знакомство с техникой выполнения вышивки бисером, стеклярусом,
пайетками.
Практическая работа:
Изготовление вышивки. Разработка рисунков для вышивки. Сочетание
различных приемов вышивки с дополнением бисера.
Тема 7. Вышивка шелковыми лентами. Изготовление цветов из лент.
Теория:
История вышивки лентами. Ознакомление с видами шелковых лент,
инструментами и приспособлениями, техникой безопасности при работе с
инструментами.
Изучение основных декоративных швов, стежков и техники вышивки.
Виды закрепок. Простой узелок. Ленточный стежок, бантик, возвратный
стежок, прямой стежок, простой, обвитый, объемный, перекрученный,
стебельчатый, объемные швы: узелки, бутоны.
Практическая работа:
Изготовление сувениров с вышивкой лентами, подушечек, сердечек
панно, объемных цветов из ленты
Тема 8. Торцевание тканью.
Теория:
Изучение торцевание тканью по пенопласту в техники «Кинусайга»
один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании,
наложении различных форм лоскутов ткани и закреплении их на пенопласте
без использования иголки. Создание трафарета, перенос рисунка на
пенопласт, подбор лоскутов ткани.
25
Практическая работа:
Создание картины с помощью лоскутков ткани в технике «Кинусайга».
Тема 9. Мягкая игрушка.
Теория:
Знакомство с видами мягких игрушек: игрушки из перчаток и носочков,
игрушки-подушки, каркасная игрушка. Материалы и инструменты. Способы
изготовления
и
варианты
оформления.
Техника
безопасности
при
изготовлении игрушек.
Практическая работа:
Подбор и раскрой ткани, сшивание деталей, оформление внешнего
вида игрушки.
Тема 10. Резинка для волос из джинсовой ткани.
Теория:
Подбор модели, расчет количества резинки, технология обработки.
Практика:
− Подбор ткани
− Изготовление выкройки
− Раскрой изделия.
− Cоединение деталей,
− Обработка срезов
− Декорирование изделия.
Тема 11. Повязка на голову из джинсовой ткани.
Теория:
Виды повязок. Подбор повязки. Расчет количества ткани. Технология
обработки, особенности обработки.
Практическая работа:
− Подбор ткани
− Построение выкройки
− Раскрой повязки
26
− Соединение деталей
− Обработка срезов
− Декорирование повязки.
Тема 12. Прихватка из джинсовой ткани
Теория:
Прихватка как самая главная помощница на кухне. Технология
обработки отдельных узлов и деталей. Расчет количества ткани в
зависимости от фасона, ширины ткани и особенности обработки.
Практическая работа:
−
сделать выкройки.
−
раскроить детали.
−
продублировать верхние детали прихватки клеевой тканью.
−
обтачать срезы косой бейкой.
−
ВТО изделия.
Тема 13. Сумочка из джинсовой ткани
Теория:
Знакомство с историей сумки. Технология обработки отдельных узлов
и деталей. Расчет количества ткани в зависимости от фасона, ширины ткани
и особенности обработки.
Практическая работа:
−
построение чертежа;
−
моделирование;
−
раскрой изделия из ткани;
−
сметывание;
−
стачивание, обработка срезов
Тема 14. Косметичка из джинсовой ткани
Теория:
Технология обработки отдельных узлов и деталей. Расчет количества
ткани в зависимости от фасона, ширины ткани и особенности обработки.
27
Практическая работа:
−
построение чертежа;
−
моделирование;
−
раскрой изделия из ткани;
−
сметывание;
−
стачивание, обработка срезов.
Тема 15. Пенал из джинсовой ткани.
Теория:
Технология обработки отдельных узлов и деталей. Расчет количества
ткани в зависимости от фасона, ширины ткани и особенности обработки.
Практическая работа:
−
построение чертежа;
−
моделирование;
−
раскрой изделия из ткани;
−
сметывание;
−
стачивание, обработка срезов.
Тема 16. Занятие на свежем воздухе.
Прогулка, экскурсия.
Тема 17. Тапочки из джинсовой ткани.
Теория:
Подбор модели. Технология обработки отдельных узлов и деталей.
Расчет количества ткани в зависимости от выбранной модели. Подбор
декора.
−
Подбор ткани
−
Снятие мерок
−
Моделирование
−
Изготовление выкройки
−
Раскрой изделия на ткани
−
Сметывание для примерки
28
−
Примерка
−
Соединение деталей
−
Декорирование изделия
Тема 18. Занятие на свободную тему.
Теория:
Определиться
с
творческой
поделкой.
Рассчитать
количество
материала в зависимости от выбранного модели. Продумать технологию
обработки отдельных узлов и деталей.
Практическая работа:
− Изготовления выкройки, шаблона (построение чертежа)
− Раскрой деталей
− Соединение деталей
− Декорирование изделия.
Тема 19. Изготовление сувениров и многих других полезных вещей к
знаменательным датам: День учителя, День Матери, Новый год, Рождество, и
т.д., применяя знания, умения, навыки.
Тема 20. Выставки. Участие в мероприятиях Дома детского творчества.
Тема 21. Аттестация.
Предварительная аттестация проходит в первые две недели сентября.
Текущая аттестация проходит в декабре.
Итоговая аттестация проходит в конце учебного года.
Основное назначение – получение информации о качестве отдельных
этапов процесса обучения (мониторинг).
Тема 22. Итоговое занятие. Итоги работы за год. Чаепитие.
29
2.Организационно педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
№
Основные характеристики
п/п
образовательного процесса
2 год обучения
1
Количество учебных недель
44
2
Количество учебных дней
167
3
Количество учебных часов в неделю
4
Количество часов в год
258
5
Недель в 1 полугодии
17
6
Недель во 2 полугодии
27
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные (праздничные дни)
10
Окончание учебного года
6
01.09.2025
31.12.2025-11.01.2026
2-4 ноября 2025
21-23 февраля 2026
7-9 марта 2026
1-3 мая 2026
9-11 мая 2026
12-14 июня 2026
29.08.2026
2.2. Условия реализации программы
Для реализации данной программы и организации образовательного
процесса созданы условия и
методическое сопровождение. Занятия
проводятся в рабочем кабинете площадью 47,2 кв.м.
Кабинет укомплектован:
− парты двухместные – 6;
− стулья ученические – 15;
− стол учительский – 1;
− стул учительский – 1;
− стол компьютерный – 1;
30
− доска навесная (рабочая поверхность 1 м х 1,5 м) зеленая;
− шкафы – 7;
− тумбочки – 2;
− трюмо – 1;
− стол для раскроя – 1.
Оборудование:
− швейные машины с электроприводом – 3;
− оверлок – 2;
− утюг электрический – 1;
− гладильная доска – 1;
− манекен – 1.
Инструменты:
− ножницы;
− линейки;
− иглы (ручные, машинные);
− лекала;
− мел портновский;
− сантиметровые ленты;
− пяльцы;
− бисер;
− бусины;
− стеклярус;
− пайетки.
Дидактические материалы:
− таблицы по технологии;
− чертежи изделий м 1:1;
− наглядный и раздаточный материал;
− выкройки-лекала;
− методические разработки;
31
− раздаточный материал по темам;
− инструкционные карты;
− специальная литература;
− цветовой круг.
Электроснабжение кабинета:
− на потолке светодиодные светильники – 8 шт;
− над доской люминисцентный светильник – 1.
Кабинет оснащен:
− аптечкой;
− имеются средства первичного пожаротушения (углекислотный
ОУ – 5 № 4).
В кабинете есть уголок охраны труда.
Кадровое обеспечение:
Реализацию
программы
обеспечивает
педагог
дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога – не ниже среднего профессионального
образования.
Уровень
соответствия
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
2.3. Формы аттестации
Формы и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Формой контроля на занятиях в объединении является организация
просмотра работ, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои
работы, ощутить радость успеха. Обсуждение работ активизирует внимание
32
обучающихся, формирует опыт творческого общения. В конце освоения
программы проводится итоговая выставка.
Промежуточная аттестация (текущий контроль) проводится в декабре.
Промежуточная аттестация (при переводе на следующий год обучения)
проводится в конце учебного года.
Ее
результаты
позволяют
определить
уровень
теоретической,
практической подготовки, общеучебных умений, навыков и личностное
развитие обучающихся.
Итоговая аттестация проводится по окончании второго года обучения.
По ее результатам определяется уровень динамики, которого достигли
обучающиеся за время обучения. Оценка результативности проводится через
тематические
контрольные
проверки
знаний,
умений,
навыков
и
компетентностей обучающихся (диагностическая карта обучающегося).
Итоговая и промежуточная аттестация осуществляются в следующих
формах:
− контрольное занятие на повторение и обобщение основного
раздела;
− собеседование;
− самостоятельная работа, проект.
В данной программе используются следующие формы контроля:
− кроссворды по темам;
− викторины;
− выставки, конкурсы;
Методы и приемы контроля
Устный метод: проверка усвоения обучающимися нового материала и
умения рассуждать; повторение ранее изученного.
Объяснительно-иллюстративный:
информацию
с
использованием
педагог
демонстраций,
33
сообщает
а
готовую
обучающиеся
воспринимают, осмысливают и запоминают ее, воспроизводят полученные
знания.
Частично-поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений
для изготовления изделия.
Исследовательский:
творческая
деятельность
обучающихся
по
решению выполнения работы.
Практический: упражнения, практические работы.
Наглядный: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов.
Нестандартный: выставка, конкурс, выставка-презентация, игры.
Результат
выполненной
практической
работы
анализируется:
оценивается качество, иногда и количество выполненной работы, владение
технологией, практической операцией, знание и соблюдение техники
безопасности (если это требуется по ходу работы), время, затраченное на
выполнение работы (т.е. уровень сформированности навыков).
Формы контроля
Задача – глубокий и всесторонний контроль знаний, умений и навыков
обучающегося, уровня его разностороннего развития. Такая проверка дает
значительный материал для объективного суждения и соответствующих
выводов о каждом воспитаннике, для организации индивидуального подхода
к нему в процессе учебно-воспитательной работы.
Фронтальная
проверка
позволяет
в
короткий
срок
повторить
(воспроизвести, актуализировать) материал, на который педагог будет
опираться при изучении новой информации на данном занятии.
Взаимоконтроль как форма организации проверки имеет много
достоинств.
Самоконтроль – один из видов проверки обучающимся результатов
собственной работы.
34
3.Список литературы
3.1.Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил норм» (СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
35
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа
2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
16. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
36
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо
07.05.2020
Министерства
№ВБ-976/04
просвещения
Рекомендации
Российской
по
Федерации
реализации
от
внеурочной
деятельности, программ воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19. Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
20. Устав МКОУ ДО – Дом детского творчества.
3.2. Литература для педагога, использованная для составления
программы:
1. «История моды». Нерсесова Я.Н. Издательство Москва Просвещение
2008.
2. Гаврильченко Т.В. «Волшебный лоскуток. Шьем игрушки» – М:
Айрис-пресс, 2008 144, – [9] с.
3. Гребченко Н.В. «Мастерим лоскутный мир». – Н. Новгород: ООО
«Педагогические технологии НН», 2013г. 51, – [35] с.
4. Дараева Ю.А. «Лоскутное шитье». – М: Этерна, 2008г. 225, – [17] с.
5. Дмитриева-Макерова, Е. М. Валяная игрушка / Е.М. ДмитриеваМакерова. - М.: Питер, 2008. - 104 [15] c.
37
6. Ефимова А.В «Сделаем игрушки сами». Альбом игрушек самоделок
№4 1977, 20, – [7] с.
7. Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах». М.,
Просвещение, 1978г. 174, – [47] с.
8. Зайцева А.А. «Лоскутное шитье без нитки и иголки» – М: ЭКСМО,
2010г. 63, – [10] с.
9. Из старых джинсов Х.Волкова Издательство Москва, 2016.
10.Кокс Н. «Вышивка шелковыми ленточками». М., 2006г. 82, – [10] с.
11.Костикова
И.Ю.
«Школа
лоскутной
техники»
М.,
Эксмо
–
Пресс,1998г., 200, – [3] с.
12.Курчак, Е. Забавные самоделки из шерсти / Е. Курчак, Л. Заец. - М.:
Эксмо, 2013. - 64 [8] c
13.Мальцева Е.П. «Материаловедение швейного производства». М.,
Просвещение, 1984г. 239, – [10] с.
14.Нагель
О.И.
«Художественное
лоскутное
шитье».
М.,
Школа
пресс,2000г. 95, – [5] с.
15.Основы моделирования, кройки и шитья / авт.-сост. Н.А. Топоровская.
– М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2015.
16.Основы технологии швейного Труханова А.Т. М.: Издательство
Высшая школа, 2007.
17.Румянцева Е.А. «Аппликация» eKnigi.orgи 2010г. 122, – [25] с.
18.Шайдурова
Н.В.
«Традиционная
тряпичная
кукла».
Учебно-
методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс»
2011 172, [5]с.
3.3. Литература для обучающихся и родителей:
1. Андреева Р. П. Лоскутное шитье / Р. П. Андреева. – СПб.: Литера, 2001.
2. Артамонова Е. «Украшение из бисера». Москва, Эксмо,2009 г.
3. Бреннан Э. «Шьем сумочки». М., 2006.
4. Бреннан Э. «Шьем сумочки». М.,2006 г.
38
5. Данкевич,
Е.В.
Игрушки
и
цветы
из
шерсти.
Техника
валяния/Е.В.Данкевич. - М.: АСТ, Сова, 2013 г.
6. Деревянко С., Трошкова А. «Мягкая игрушка: игрушки в подарок». –
М: ЭКСМО; СПб: Валерии СПД, 2002 г.
7. Егорова Р. И. Учись шить: Кн. для учащихся сред. шк. возраста / Р. И.
Егорова, В. П. Монастырная. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989.
8. Женская одежда. Моделирование / Топоровская Н. А. – М.: Мир книги,
2005
9. Зельке,
Карстен
Войлочный
зоопарк.
Валяние
пробивной
иглой/Карстен Зельке. - М.: Арт-Родник, 2014 г.
10.Костикова И. Ю. Школа лоскутной техники / И. Костикова. – М.: Мир
книги, 2010.
11. Максимова М.В. «Девичьи хлопоты» – М: ЭКСМО, 2004 г.
12.Максимова М.В. «Девичьи хлопоты» – М: ЭКСМО, 2004.
13.Орлова Л. В Азбука моды: [Для детей] / Л. Орлова. – М.: Просвещение,
1989.
14.Пэчворк: лоскутный шедевр за 3 дня / сост. Кашин С. П. – М.: Энтраст
Трейдинг, 2015.
15.Ращупкина С. Ю. Лоскутное шитье и аппликация / С. Ю. Ращупкина. –
М.: РИПОЛ классик, 2011.
16. Стенли. Л. «Вышивка бисером и блестками. Новые техники и узоры».
Мир книги 2006 г.
3.4. Электронные ресурсы
1. www.stranamasterov.ru.
2. https://www.livemaster.ru/topic/274295-vse-vidy-rukodeliya-vyshivka.
3. https://search.rsl.ru/ru/record/01005074674.
4. https://www.labirint.ru/books/162189/.
5. http://fotki.yandex.ru/users/alyona-merletto/album/251841/?p=0
6. stikom.ru/1214-levi-stenli-vyshivka-biserom-i-blestkami-novye-tehniki-iuzory.html
39
40
Истоки способностей
и дарование детей – на
кончиках их пальцев…
В. А Сухомлинский
Длинный и сложный путь развития прошло декоративно-прикладное
искусство. В течение многих веков поколение талантливых народных
умельцев собирали по крупицам опыт искусных мастеров, шлифуя, развивая
и передавая его из поколения в поколения. Самобытные ремесла, возникшие
еще древности, переживали то взлеты, то падения: немало новых появилось
на протяжении веков, какие-то забылись навсегда.
Самая вечная, самая главная игра времени и народов – это игра с куклой. В
русской деревне даже в начале 20 века самодельная тряпичная кукла была
наиболее распространенной игрушкой. В некоторых крестьянских семьях
насчитывалось до сотни таких кукол. Народная тряпичная кукла была не
просто игрушкой, она несла в себе определенную функцию: считалось, что
такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка от злых сил. В начале
19 века в Сергиевом Посаде существовали крупные мастерские, которые
получали заказы на игрушки из разных городов России.
Традиции изготовления игрушки уходят корнями в далекое прошлое, об этом
говорят раскопки захоронений Египта, Греции, Римской империи, Древней
Руси. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и
труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими
условиями и используемым материалом. Из глубины веков пришли к нам
традиции швейной игрушки сшитой из лоскутов ткани, меха. Крупнейшая
коллекция народной игрушки находится в художественно-педагогическом
музее игрушки. Этот музеи был создан в 1918 году и его основателем стал
Н.Д. Бартрам – художник, собиратель, настоящий знаток русского народного
искусства и игрушки.
41
Аппликация (прикладывания) является одним из древнейших способов
украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемых и поныне
у многих народов. Возникновение аппликации относиться к древнейшим
временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.
Многие
столетия
аппликация
находит
широкое
применение
и
распространение не только в Азии, но и в Европе: Испании, Германии,
Франции. Подлинного расцвета аппликационные работы достигли в 16 веке в
Италии и Испании в церковном одеянии.
Один из старейших видов рукоделия – работа с бисером – существует около
300 лет. Родился он в 18 веке в Германии и стал необычайно популярным в
наступивший мирный период после наполеоновских войн. В эти же годы
новый вид рукоделия попадает и в Россию. В настоящее время незаслуженно
забытое искусство работы с бисером вновь возрождается и начинает
занимать определенное место в современной моде.
«Лоскутное шитье» – такое общее название имеет работа с различными
тканями – это один из видов народного творчества. В старые времена в
русских деревнях шили не только лоскутные одеяла (В. Даль), но и украшали
лоскутами одежду: рубахи, головные уборы.
Второе рождение лоскутного шитья относится к 20 веку, когда это шитье
появилось в России, но уже под названием «пэчворк», – и не из музеев, а изза океана.
Вышивка шелковыми лентами и изготовление цветов из ленты – это
современный вид рукоделия, который возник в наше время, благодаря
современным технологиям производства тканей, лент и т.д. Сочетание
умения вышивать нитками с применением различных лент разной ширины
позволяет народным умельцам развивать и передавать его из поколения в
поколение.
«Вышивка» – широко распространённый вид декоративно-прикладного
искусства, в котором, узор и изображение выполняют вручную (иглой,
иногда крючком), на различных тканях: коже, войлоке и других материалах.
42
Льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными)
нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями,
блёстками, стеклярусом, монетами и т.п.
Вышивка сохраняет не только традиции, культуру прошедших времен, но и
доносит до современников вкусы и художественные пристрастия мам,
бабушек. Этот вид рукоделия живет, меняется и продолжает радовать
рукодельниц всех возрастов и занятий. Практически все виды вышивки –
рисование иглой. Они дают столько же возможностей для самовыражения,
сколько и живопись. Как художник выбирает необходимые приемы и
средства, так и вышивальщица ищет ту технику, которая больше отвечает ее
характеру и вкусу: гладью, рококо, бисером, японская вышивка, крестом.
Нитяная графика (варианты названия: изонить, изображение нитью,
ниточный дизайн) – графическая техника, получение изображения нитками
на картоне или другом твердом основании. Нитяную графику также иногда
называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда
используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки
могут быть обычные швейные, шерстяные, акриловые и другие. Также
можно использовать цветные шелковые нитки.
«Торцевание» – один из видов рукоделия. Эту технику можно отнести и к
способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно
создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные
элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к
ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и легким способом ее
исполнения. «Кинусайга» один из видов изобразительной деятельности,
основанный на вырезании, наложении различных форм лоскутов ткани и
закреплении их на пенопласте без использования иголки. Наиболее простой и
доступный способ создания художественных работ.
«Валяние» – это одно из древнейших видов рукоделия. В прошлом было
известно, как прядение и ткачество. Оно использовалось кочевниками в
Средней Азии. В качестве искусства «hand-made» оно получило развитие с
43
середины прошлого века. Секрет популярности кроется в простоте освоения
и огромной широте возможностей. Свалять можно не только декоративные
игрушки, но и предметы декора, и даже одежду
«Полезные переделки из старых джинс». Выбрав самые крутые идеи, что
можно сделать из старых джинс своими руками, от самых простых до самых
креативных дизайнерских решений.
Наверняка, у каждой современной модницы есть в шкафу парочка старых
джинс или другой джинсовой одежды, которую перестали носить. Выбросить
жалко, а ведь из ненужной джинсовой ткани можно сшить или сделать очень
интересные полезные вещи. Так почему же не дать старым джинсам второй
шанс, перешив или переделав их на новую одежду, аксессуары или
использовать старые джинсы в качестве отделки и декора.
Простейший кошелечек можно сделать из заднего кармашка старых джинс. А
какие красивые и модные образы можно сшить из ненужной джинсовой
ткани: большие пляжные сумки, маленькие сумочки через плечо и клатчи, а
также крутые рюкзаки смогут стать частым спутником модного образа.
Красивая бижутерия и украшения из джинсовых лоскутков прекрасно
впишутся в модные летние образы. Из джинсовых полосок можно сплести
браслет, украсив его бусинами или отрезками кружева. Не менее
оригинально будут смотреться серьги и ожерелья из денима.
Старые джинсы очень пригодятся в домашнем быту. Кухонные прихватки из
карманов самая простая и быстрая вещь, которую можно сделать из старых
джинсов.
Больше времени придется потратить на джинсовые подушки. Отличным
вариантов для диванных подушек будет оставить задние кармашки, которые
послужат органайзером, например для пульта.
Из квадратных лоскутков различной джинсовой ткани можно сшить
оригинальное цветное покрывало. Старые джинсы можно порезать на
длинные отрезки и связать милый круглый коврик. Так же оригинально
смотрятся и настольные органайзеры из старых джинсов в виде ящичков и
44
цилиндров. Джинс можно использовать практически всюду. Разнообразное
применение техник позволит создать небольшую коллекцию из забытых
старых джинс.
45