Мастер и мастерица

СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные характеристики

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

16

1.3.

Содержание программы

17

1.3.1. Учебный (тематический) план на два года обучения

17

1.3.2. Пояснительная записка первого года обучения

18

1.3.3. Учебный (тематический) план первого года обучения

19

1.3.4. Содержание программы первого года обучения

20

1.3.5. Пояснительная записка второго года обучения

26

1.3.6. Учебный (тематический) план второго года обучения

27

1.3.7. Содержание программы второго года обучения

28

1.4.

Планируемые результаты

35

2. Организационно-педагогические условия

39

2.1. Календарный учебный график

39

2.2. Условия реализации программы

39

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

41

3. Список литературы

47

2

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Мастер и мастерица» разработана на основе нормативно-правовой базы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г . № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФот
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
«Санитарно-эпидемиологические

2.4.3648-20

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот
23.08.2017

г.

№

816

«Об

утверждении

Порядка

применения

организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации

от

05.05.2018

г.

№

298

«Об

утверждении

профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
7. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3

8. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

проектированию

с

«Методическими

дополнительных

рекомендациями

общеразвивающих

по

программ

(включая разноуровневые программы)»;
10.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г.

№ ВК-641/09 «О

направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных

программ,

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
12.Устав

Муниципального

казенного

образовательного

учреждения

дополнительного образования – Дом детского творчества (МКОУ ДО –
Дом детского творчества).

4

Истоки способностей
и дарование детей – на
кончиках их пальцев…
В. А Сухомлинский
Длинный и сложный путь развития прошло декоративно-прикладное
искусство. В течение многих веков поколение талантливых народных умельцев
собирали по крупицам опыт искусных мастеров, шлифуя, развивая и передавая
его из поколения в поколения. Самобытные ремесла, возникшие еще древности,
переживали то взлеты, то падения: немало новых появилось на протяжении
веков, какие-то забылись навсегда.
Самая вечная, самая главная игра времени и народов – это игра с куклой.
В русской деревне даже в начале 20 века самодельная тряпичная кукла была
наиболее распространенной игрушкой. В некоторых крестьянских семьях
насчитывалось до сотни таких кукол. Народная тряпичная кукла была не просто
игрушкой, она несла в себе определенную функцию: считалось, что такая кукла
охраняет детский сон и оберегает ребенка от злых сил. В начале 19 века в
Сергиевом Посаде существовали крупные мастерские, которые получали заказы
на игрушки из разных городов России.
Традиции изготовления игрушки уходят корнями в далекое прошлое, об
этом говорят раскопки захоронений Египта, Греции, Римской империи, Древней
Руси. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда,
обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и
используемым материалом. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной
игрушки сшитой из лоскутов ткани, меха. Крупнейшая коллекция народной
игрушки находится в художественно-педагогическом музее игрушки. Этот
музеи был создан в 1918 году и его основателем стал Н.Д. Бартрам – художник,
собиратель, настоящий знаток русского народного искусства и игрушки.
Аппликация (прикладывания) является одним из древнейших способов
украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемых и поныне у
5

многих народов. Возникновение аппликации относиться к древнейшим
временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.
Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение
не только в Азии, но и в Европе: Испании, Германии, Франции. Подлинного
расцвета аппликационные работы достигли в 16 веке в Италии и Испании в
церковном одеянии.
Один из старейших видов рукоделия – работа с бисером – существует
около 300 лет. Родился он в 18 веке в Германии и стал необычайно популярным
в наступивший мирный период после наполеоновских войн. В эти же годы новый
вид рукоделия попадает и в Россию. В настоящее время незаслуженно забытое
искусство работы с бисером вновь возрождается и начинает занимать
определенное место в современной моде.
«Лоскутное шитье» – такое общее название имеет работа с различными
тканями – это один из видов народного творчества. В старые времена в русских
деревнях шили не только лоскутные одеяла (В. Даль), но и украшали лоскутами
одежду: рубахи, головные уборы.
Второе рождение лоскутного шитья относится к 20 веку, когда это шитье
появилось в России, но уже под названием «пэчворк», – и не из музеев, а из-за
океана.
Вышивка шелковыми лентами и изготовление цветов из ленты – это
современный вид рукоделия, который возник в наше время, благодаря
современным технологиям производства тканей, лент и т.д. Сочетание умения
вышивать нитками с применением различных лент разной ширины позволяет
народным умельцам развивать и передавать его из поколения в поколение.
«Вышивка» – широко распространённый вид декоративно-прикладного
искусства, в котором, узор и изображение выполняют вручную (иглой, иногда
крючком), на различных тканях: коже, войлоке и других материалах. Льняными,
хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а
также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками,
стеклярусом, монетами и т.п.
6

Вышивка сохраняет не только традиции, культуру прошедших времен, но
и доносит до современников вкусы и художественные пристрастия мам,
бабушек. Этот вид рукоделия живет, меняется и продолжает радовать
рукодельниц всех возрастов и занятий. Практически все виды вышивки –
рисование иглой. Они дают столько же возможностей для самовыражения,
сколько и живопись. Как художник выбирает необходимые приемы и средства,
так и вышивальщица ищет ту технику, которая больше отвечает ее характеру и
вкусу: гладью, рококо, бисером, японская вышивка, крестом.
Нитяная графика (варианты названия: изонить, изображение нитью,
ниточный дизайн) – графическая техника, получение изображения нитками на
картоне или другом твердом основании. Нитяную графику также иногда
называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда
используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут
быть обычные швейные, шерстяные, акриловые и другие. Также можно
использовать цветные шелковые нитки.
«Торцевание» – один из видов рукоделия. Эту технику можно отнести и к
способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно
создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные
элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней
объясняется необычным эффектом «пушистости» и легким способом ее
исполнения. «Кинусайга» один из видов изобразительной деятельности,
основанный на вырезании, наложении различных форм лоскутов ткани и
закреплении их на пенопласте без использования иголки. Наиболее простой и
доступный способ создания художественных работ.
«Валяние» – это одно из древнейших видов рукоделия. В прошлом было
известно, как прядение и ткачество. Оно использовалось кочевниками в Средней
Азии. В качестве искусства «hand-made» оно получило развитие с середины
прошлого века. Секрет популярности кроется в простоте освоения и огромной
широте возможностей. Свалять можно не только декоративные игрушки, но и
предметы декора, и даже одежду
7

«Полезные переделки из старых джинс». Выбрав самые крутые идеи, что
можно сделать из старых джинс своими руками, от самых простых до самых
креативных дизайнерских решений.
Наверняка, у каждой современной модницы есть в шкафу парочка старых
джинс или другой джинсовой одежды, которую перестали носить. Выбросить
жалко, а ведь из ненужной джинсовой ткани можно сшить или сделать очень
интересные полезные вещи. Так почему же не дать старым джинсам второй
шанс, перешив или переделав их на новую одежду, аксессуары или использовать
старые джинсы в качестве отделки и декора.
Направленность программы:
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Мастер и мастерица» для детей 7-14 лет является модифицированной и
базируется на основе и анализе существующих программ:
1.

«Шьем сами» Е.В. Бахтурина г. Тамбов 2018 г.

2.

«Мастерская кукол» М.И. Васильева, 2018 г. multiurok.ru.

3.

«Вышивка» С.И. Азанова г. Шамары 2017 год.

Программа

художественной

направленности

предоставляют

детям

возможность познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладная деятельность позволяет реализовать стремление
ребенка

к

«рукотворчеству»,

дает

возможность

испытать

радость

и

удовлетворение от процесса созидания. Дети учатся понимать ценность и
неповторимость вещей, сделанной своими руками, приобретают опыт оценки
своего труда и труда сверстников. Овладения основами художественного
ремесла открывает ребенку перспективы профессионального мастерства.
Занятие в объединении дают детям возможность социальной адаптации,
дают почувствовать себя в среде единомышленников, связанных общим
интересным делом, развивают способность к сотрудничеству как со взрослыми
(педагогом), так и со сверстниками.
8

Кроме того, большое значение имеет выставочная деятельность –
переживание успеха, публичное признание приносит моральное удовлетворение
и в то же время вырабатывается чувство ответственности за результат своего
труда, что пробуждает ребенка стремиться к еще большим высотам творчества,
к развитию и самосовершенствованию.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Мастер и мастерица» направлена на:
 обучение детей шитью ручными швами;
 технологией кройки и шитья;
 на знакомство с народной культурой и традициями.
Программа позволяет учесть особенности каждого ребенка.
В программе конкретизирован тематический план занятий объединения
конкретными изделиями, в соответствии с планом разработаны конспекты
занятий с сопровождающим материалом (презентации, образцы изделий,
выкройки и т. п.).
Актуальность

программы.

Программа

направлена

на

развитие

творческих способностей ребенка, при этом создает условия для самовыражения
через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут
украсить дом, стать подарком, игрушкой, возможно – заработком, а значит,
приносить радость не только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо
работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него
уверенность в своих силах.
Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано
другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед
новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению
творчества в любом виде труда.
В основе программы лежит без оценочная концепция, дающая:
 радость общения;
 удовлетворение результатами своего труда;
 исключение боязни неудачи (любой результат положителен);
9

 создание обстановки взаимопомощь.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
предлагаемые в программе принципы, формы, методы обучения и контроля,
средства обучения действенны в развитии творческих способностей детей,
посещающих объединение «Мастер и мастерица» (Целый ряд специальных
заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для
достижения этого):
 принципы

обучения

(индивидуальность,

доступность,

преемственность, результативность);
 формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение,
занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии и т.д.);
 методы контроля и управления деятельностью детей (тестирование,
анализ результатов конкурсов, соревнований и прочее);
 средства обучения (необходимое оборудование, инструменты и
материалы, доступные для детей).
Отличительной

особенностью

данной

дополнительной

общеобразовательной программы является разнообразие представленных в ней
техник детского творчества (аппликация, изонить, виды вышивки, торцевание
тканью, мягкая игрушка, валяние, изготовление кукол, мода для кукол,
лоскутное шитье). Образовательная работа по программе ведется по двум
возрастным группам, при этом каждая последующая ступень является
продолжением обучения в рамках предыдущей. На последующих уровнях
обучения вводятся новые темы для изучения.
Возраст обучающихся
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Мастер и мастерица» рассчитана на обучающихся 7-14 лет. Основанием для
зачисления в группу является интерес к выбранному виду деятельности.
Принимаются все желающие заниматься в объединении дети. В составе
объединения могут быть дети одаренные, с низкими способностями, дети с
10

ограниченными возможностями здоровья. Для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов осуществляется, образовательный
процесс по адаптированной образовательной программе. В которой отражены
содержание, срок обучения, условия организации обучения и воспитания детей,
с учетом их особых образовательных возможностей.
В группы зачисляются как дети приблизительно одного возраста, так и
разных возрастных категорий (разновозрастные группы), могут являться
основным составом объединения.
Принцип построения программы:
Процесс построения строится на единстве методов и приемов активного и
увлекательного обучения. Предлагаемые задания должны выполнятся в рамках
одного-трех занятий.
Педагог организует деятельность с учетом особых индивидуальных
способностей и потребностей детей. Обеспечивает обучающимся, открытую
перспективу для добровольного выбора формы проведения своего свободного
времени. Возможность максимально сконцентрироваться на любимом деле.
В работе объединения при наличии условий и согласия руководителя
объединения

совместно

с

несовершеннолетними

обучающимися

могут

участвовать их родители (законные представители). В группах действует
активный метод взаимопомощи «я умею – научу другого»; что способствует
интересному творческому общению и дружелюбию.
Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам, ярмаркам,
выставкам.
Наполняемость групп:
 первая группа (для детей 7-10 лет) – не менее 10 человек;
 вторая группа (для детей 11-14 лет) – не менее 10 человек;
Уменьшение числа обучающихся в группе последующих лет обучения
связано с увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
Первый год обучения (для детей 7-10 лет) – 256 часов:
11

 теория – 59 час.
 практика – 197 час.
Второй год обучения (для детей 11-14 лет) – 258 часов:
 теория – 56 час;
 практика – 202 часов.
Уровневая дифференциация программы:
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Мастер и мастерица» предполагает стартовый уровень сложности, т.е.
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Форма обучения – очная.
Формы проведения занятий – аудиторные.
Формы занятий: групповые, индивидуальные.
Результаты коллективного труда обучающихся находят применение в
оформлении кабинета и выставке работ.
Теоретические знания по всем разделам программы даются в начале
занятий и закрепляются в практической работе, завершается занятие просмотром
работ и их обсуждением. Занятия могут проводиться в форме бесед, конкурсов,
выставок, игр-путешествий и т. д.
Режим учебных занятий:
 1 группа – 3 раза в неделю по 2 часа
 2 группа – 2 раза в неделю по 3 часа
Между занятиями предусмотрены 10-ти минутные перерывы для снятия
напряжения и отдыха. Расписание занятий объединения, составлено, с учетом
пожеланий

обучающихся,

несовершеннолетних
Организуются

и

детей

и

проводятся

родителей

(законных

возрастных

особенностей

массовые

мероприятия,

представителей)
воспитанников.
для

совместной

деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).
Типы занятий – практическое, комбинированное, контрольное.
12

Виды занятий – беседа, лекция, практическое занятие, мастер-класс,
экскурсия и т.д.
Используемые

методы:

Приоритет

отдается

активным

методам

преподавания:
 практическим упражнениям, практические работы, практикумы;
 наглядным использованием схем, таблиц, рисунков, моделей,
образцов и т.д.
 нестандартным эстафетам творческих дел, конкурс, выставкапрезентация и т.п.
В

программе

предусматривается

определенная

последовательность

прохождения тем, изготовление швейных изделий, по разработанным лекалам,
созданным по рисункам-эскизам. Обучение происходит по принципу «от
простого к сложному»: от ручных стежков и машинных строчек до коллекций
швейных

изделий.

Занятия

объединения

предполагают

рассмотрение

теоретических вопросов и выполнение практических работ. Все объекты труда
являются

максимально

познавательными,

имеют

эстетическую

привлекательность и дают представления о последовательности и методах
пошива. Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо
считать вовлечение обучающихся в деятельность по принципу «от идеи до
конечного результата». Изготовление своими руками красивой и нужной вещи
вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение
результатами труда, пробуждает желание к последующей деятельности.
Занятия проходят в Доме детского творчества в кабинете «Крой и шитье».
Так как работа каждого ребенка индивидуальна, то тематика некоторых занятий
и число отводимых на это часов могут частично изменяться.
Образовательный процесс, строится в соответствии с возрастными,
психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает
возможную коррекцию времени и режима занятий. В группе занимаются дети,
имеющие определенные навыки, полученные в детском саду, в семье, в другом
учреждении и не имеющие подобных навыков. Дети принимаются на занятия
13

объединения «Мастер и мастерица» в течение всего учебного года. Для
привлечения детей проводятся мастер – классы, выставки с демонстрацией
изделий декоративно-прикладного искусства и наглядных пособий, сделанных
обучающимися.
В

программе

учитываются

психофизиологические

особенности

обучающихся. Появляется чувство взрослости, стремление к самостоятельности,
критичности мышления, формируется самоанализ, оценка товарищеских
отношений. Для этого возраста характерно обучение и развитие личности через
игровые формы, а так же используют различные формы и методы обучения:
рассказ, беседа, объяснение, практические упражнения. Беседа – метод
обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и
опыт, с помощью вопросов и полученных ответов повод к пониманию и
усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения
и доказательства, сопровождаются учебной демонстрацией (чертежи, наглядные
пособия). Практические упражнения – целью этих упражнений является
применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности.
Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Условно в программе можно выделить следующие этапы:
1 этап. Введение: даются общие сведения о творческом объединении, об
организации работы в коллективе.
2 этап. Аппликация и лоскутное шитье.
Обучающиеся узнают о приемах работы с лоскутками, о технологии
изготовления текстильного коллажа, аппликации, получают сведения о цвете и
композиции в лоскутных изделиях.
3 этап. Изонить.
Изонить – графическая техника, получение изображения нитками на
картоне или другом твёрдом основании.
4 этап. Вышивка с добавлением бисера.
14

В процессе овладения вышивкой бисером учащиеся расширяют кругозор,
повышают эстетический уровень и художественный вкус, а самое главное –
учатся творчески мыслить, комбинировать, разрабатывать авторские модели
вышитых изделий. Продумывая модель, ребята хорошо представляют объект
своей работы: его образ (модель, цветовую гамму), назначение изделия.
Разрабатывая изделия, учащиеся овладевают различными приемами вышивки
бисером, что стимулирует самостоятельную творческую деятельность.
5 этап. Вышивка шелковыми лентами и изготовление цветов из ленты.
Дети знакомятся с новыми технологическими приемами вышивки
лентами, а так же приемами изготовления цветов из ленты разной ширины.
6 этап. Вышивка нитками.
Вышивка включает знакомство с элементарными основами рисования по
подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных видов орнамента,
составление узоров из готовых элементов и самостоятельную работу над
орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными приемами вышивки,
которое осуществляется в процессе выполнения.
7 этап. Торцевание тканью.
Через технику торцевание тканью обучающиеся смогут узнать об одном из
видов конструирования, способствующему развитию мелкой моторики и
образному мышлению, усидчивости, воспитанию художественного вкуса,
чувство цвета, аккуратности. При котором с помощью наклеивания на шаблон
или основу скрученных кусочков ткани создаются объемные махровые
композиции: картины, панно, мозаики, открытки и т.д.
8 этап. Валяние.
Обучающиеся научатся создавать уникальные и красивые вещи своими
руками. Узнают, что валяние можно делать и с помощью кашемира, ангоры или
мохера. Используя основу и специальные инструменты чтобы получить:
игрушки, картины, украшение.
9 этап. Изготовление кукол. Мода для кукол. Мягкая игрушка.
15

Обучающиеся узнают об истории возникновения куклы и традициях ее
изготовления. Знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки.
10 этап. Изготовление сувениров и полезных мелочей.
Изготовление

сувениров

и

многих

других

полезных

вещей

к

Знаменательным и праздничным датам: День учителя, День Матери, Новый год,
Рождество, 8 Марта, и т. п. – применяя полученные знания, умения, навыки.
11 этап. Выставки, участие в мероприятиях Дома детского творчества.
Организовываются экскурсии в музеи и на выставки, участие в фестивалях и
конкурсах.
Все

это

способствует

формированию

интереса

к

декоративно-

прикладному творчеству.
1.2. Цель и задачи программы
Цель – овладение теоретическими и практическими навыками работы с
различными материалами, направленными на воспитание художественноэстетического вкуса.
Задачи:
Образовательные:
 обучить разнообразным трудовым навыкам и умениям при работе с
тканью, лентами, бисером, шерстью, необходимыми инструментами
и приспособлениями;


обучить основам кройки и шитья, моделированию изделий, работе с
иглой.

Развивающие:
 развить активность и самостоятельность;
 формировать эстетический и художественный вкус;
 развивать творческие способности, фантазию и воображение,
образное мышление.
Воспитательные:
16

 воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость и умение
довести начатое дело до конца;
 формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
 воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе.
Дети, прошедшие обучения по дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе «Мастер и мастерица» применяют свои знания и
умения при изготовлении одежды, украшений, предметов быта.
В ходе работы на занятиях создается необычная среда и атмосфера
творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс
учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка,
радостных переживаний познания, реализации себя в выбранной деятельности.
Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с
другими детьми (единомышленниками) и педагогом. У всех единая цель, что
способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных
условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному
самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.
Вещи, сделанные своими руками, не просто могут украсить интерьер дома,
они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств, становятся
забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу
непосредственным

изготовлением

предлагаемых

образцов,

постепенно

перерастает в стремление придумать свой образ будущих вещей и воплотить его
в материале.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный (тематический) план на два года обучения
№
п\п
1
2
3
4

Наименование темы

Первый год

Второй год

Вводное занятие.
Техника безопасности.
Технология выполнения швов и способы закрепления
нити.
Изготовление игольницы.
Аппликация.

1

1

3

5

6
32

6
27
17

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Изонить.
Вышивка нитками.
Вышивка с бисером.
Вышивка шелковыми лентами. Изготовление цветов из
лент.
Торцевание тканью.
Мягкая игрушка.
Валяние.
Изготовление кукол.
Мода для кукол.
Лоскутное шитье.
Резинка для волос из джинсовой ткани
Повязка на голову из джинсовой ткани
Прихватка из джинсовой ткани
Сумка из джинсовой ткани
Косметичка из джинсовой ткани
Пенал из джинсовой ткани
Тапочки из джинсовой ткани
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Итого:

18
40
10
20

12
30
21
21

18
28
10
26
8

15
33
24
12
12
3
3
3
9
6
3
9

2
2
2
10
6
4
8
2
256

3
258

1.3.2. Пояснительная записка первого года обучения
Цель первого года обучения – развитие творческих способностей,
обучающихся средствами рукоделия и содействие к адаптации в социальной
среде.
Задачи:
 получить первичные знания, умения по шитью;
 познакомить детей с миром рукоделия;
 привить навыки точности, аккуратности, усидчивости.
К концу первого года обучения, обучающиеся должны свободно общаться
в группе, осуществлять взаимоподдержку, взаимовыручку, знать правила
техники безопасности и пожарной безопасности.
Знать, уметь применять и использовать простые швы. Уметь применять
полученные знания и умения в жизни.
Большая часть времени выделяется на практическую работу.
Цель практической работы – усвоение обучающимися новых знаний и
закрепление старых, практике может быть отведено все время данного занятия.
18

В программе введены разделы по декоративно-прикладному искусству.
Это аппликация, изонить, торцевание тканью, вышивка нитками, изготовление
сувениров и подарков к праздникам. Эти разделы позволяют обучающимся
развивать свои творческие способности и изготовить для себя, своей семьи,
друзей различные поделки и полезные вещи для дома.
1.3.3. Учебный (тематический) план первого года обучения
в том числе:

№
п\п
1
2

Наименование темы
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Технология выполнения
способы закрепления нити.

Всего

швов

и

теории практики

1

1

-

3

1

2

3

Изготовление игольницы.

6

1

5

4

Аппликация.

32

8

24

5

Изонить.

18

4

14

6

Вышивка нитками.

40

8

32

7

Вышивка бисером

10

2

8

8

Вышивка шелковыми лентами.
Изготовление цветов из лент.

20

4

16

9

Торцевание тканью.

18

4

14

10

Мягкая игрушка

28

8

20

11

Валяние

10

2

8

12

Изготовление кукол

26

6

20

13

Мода для кукол

8

2

6

2

1

1

2

1

1

2

1

1

10

2

8

6

1

5

14
15
16
17
18

Резинка для волос из джинсовой ткани
Повязка на голову из джинсовой ткани
Прихватка из джинсовой ткани
Сумка из джинсовой ткани
Косметичка из джинсовой ткани

Формы
аттестации,
контроля
беседа,
опрос
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
19

19

Пенал из джинсовой ткани

20

Тапочки из джинсовой ткани

21

Промежуточная аттестация.
Итого:

4

1

3

8

1

7

2

-

2

256

59

197

беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
Тестирование,
выставка

1.3.4. Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория:
Знакомство с программой обучения. Организация рабочего места.
Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы в
объединении. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности на
рабочем месте. Безопасные приемы труда.
Практическая работа:
Игры и упражнения на знакомство. Входной контроль: диагностика
навыков и умений.
Тема 2. Технология выполнения швов и способы закрепления нити.
Теория:
Знакомство с терминами ручных работ, необходимые инструменты и
приспособления. Техника безопасности при ручных работах.
Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку»,
«назад иголку», «через край», «петельного» и «потайного» швов. Практическое
выполнение швов.
Различные способы закрепления нити и их использование в процессе
выполнения игрушек.
Практическая работа:
Выполнение различных стежков и шов, освоение технологии их
выполнения. Работа с тканью.
Тема 3. Изготовление игольницы.
Теория:
20

Беседа о возникновении игольницы. Подбор ткани, ниток, фурнитуры.
Раскрой.
Практическая работа:
Изготовление игольницы.
Тема 4. Аппликация.
Теория:
Знакомство с аппликацией. Виды аппликаций, применение аппликации в
быту, в одежде, и др. видах. Приемы выполнения аппликации на ткани (клеевая
аппликация,

термоаппликация,

ручная

аппликация).

Правила

разметки

материала по шаблонам и трафаретам.
Практические работы:
Работа

с

тканью

желатинирование).

–

изменение

Изготовление

фактуры

бумажных

и

ткани

(крахмаление,

тканевых

шаблонов.

Изготовление панно, подушек, салфеток, прихваток с использованием
аппликации.
Тема 5. Изонить.
Теория:
Знакомство с видом вышивки. Материалы и приспособления. Освоение
рабочих приемов в технике изонить: заполнение угла, заполнение окружности.
Правила выполнения. Область применения.
Практическая работа:
Выполнение различных элементов в технике изонити.
Изготовление

декоративного

панно.

Оформление

картинки

в

декоративную рамку.
Тема 6. Вышивка нитками.
Теория:
На данном этапе обучающиеся познакомились с историей возникновения
вышивки. Овладеют приемами и способами работы по технологии вышивки.
Техника безопасности с ручным инструментом.
Практическая работа:
21

Посмотрят

творческие

работы

выполненных

ранее

Изготовление

вышивки, используя основы полученных знаний на занятии.
Тема 7. Вышивка бисером.
Теория:
Знакомство с техникой выполнения вышивки бисером, стеклярусом,
пайетками.
Практическая работа:
Изготовление вышивки. Разработка рисунков для вышивки. Сочетание
различных приемов вышивки с дополнением бисера.
Тема 8. Вышивка шелковыми лентами. Изготовление цветов из лент.
Теория:
История вышивки лентами. Ознакомление с видами шелковых лент,
инструментами и приспособлениями, техникой безопасности при работе с
инструментами.
Изучение основных декоративных швов, стежков и техники вышивки.
Виды закрепок. Простой узелок. Ленточный стежок, бантик, возвратный стежок,
прямой стежок, простой, обвитый, объемный, перекрученный, стебельчатый,
объемные швы: узелки, бутоны.
Практическая работа:
Изготовление сувениров с вышивкой лентами, подушечек, сердечек панно,
объемных цветов из ленты
Тема 9.Торцевание тканью.
Теория:
Знакомство с техникой торцевания из лоскутов ткани на пенопласте.
Овладеют

приемами

и

способами

работы.

Техника

безопасности

с

инструментом.
Практическая работа:
Выполнение объемных картин из ткани на пенопласте.
Тема 10. Мягкая игрушка.
Теория:
22

Знакомство с видами мягких игрушек: игрушки из перчаток и носочков,
игрушки-подушки, каркасная игрушка. Материалы и инструменты. Способы
изготовления и варианты оформления. Техника безопасности при изготовлении
игрушек.
Практическая работа:
Подбор и раскрой ткани, сшивание деталей, оформление внешнего вида
игрушки.
Тема 11. Валяние.
Теория.
Знакомство с историей и техникой валяния.
Практика.
Изготовление игрушек, предметов декора, панно.
Тема 12. Изготовление кукол.
Теория.
Знакомство с историей изготовления кукол.
Практика.
Подбор куклы. Раскрой. Пошив и соединение деталей куклы. Оформление
лица куклы. Оформление внешнего вида куклы.
Тема 13. Мода для кукол.
Теория:
Подбор модели. Технология обработки отдельных узлов и деталей. Расчет
количества ткани в зависимости от выбранной модели. Подбор декора.
Практическая работа:
 Подбор ткани
 Снятие мерок
 Моделирование
 Изготовление выкройки
 Раскрой изделия на ткани
 Сметывание для примерки
23

 Примерка
 Соединение деталей
 Декорирование изделия
Тема 14. Резинка для волос из джинсовой ткани
Теория:
Технология обработки отдельных узлов и деталей. Расчет количества
ткани в зависимости от выбранной модели резинки, ширины ткани и
особенности обработки.
Практическая работа:


изготовление выкройки;



раскрой;



стачивание деталей;



декорирование изделия

Тема 15. Повязка на голову из джинсовой ткани
Теория:
Технология обработки. Расчет количества ткани в зависимости от фасона,
ширины ткани и особенности обработки.
Практическая работа:


изготовление выкройки;



раскрой;



стачивание деталей;



декорирование изделия.

Тема 16. Прихватка из джинсовой ткани
Теория:
Прихватка как самая главная помощница на кухне. Технология обработки
отдельных узлов и деталей. Расчет количества ткани в зависимости от фасона,
ширины ткани и особенности обработки.
Практическая работа:


Сделать выкройки.
24



Раскроить детали.



Продублировать верхние детали прихватки клеевой тканью.



Обтачать срезы косой бейкой.



ВТО изделия.

Тема 17. Сумка из джинсовой ткани
Теория:
Знакомство с историей сумки. Технология обработки отдельных узлов и
деталей. Расчет количества ткани в зависимости от фасона, ширины ткани и
особенности обработки.
Практическая работа:


построение чертежа;



моделирование;



раскрой изделия из ткани;



сметывание;



стачивание, обработка срезов

Тема 18. Косметичка из джинсовой ткани
Теория:
Технология обработки отдельных узлов и деталей. Расчет количества
ткани в зависимости от фасона, ширины ткани и особенности обработки.
Практическая работа:


построение чертежа;



моделирование;



раскрой изделия из ткани;



сметывание;



стачивание, обработка срезов

Тема 19. Пенал из джинсовой ткани
Теория:
Технология обработки отдельных узлов и деталей. Расчет количества
ткани в зависимости от фасона, ширины ткани и особенности обработки.
25

Практическая работа:
 построение чертежа;
 моделирование;
 раскрой изделия из ткани;
 сметывание;
 стачивание, обработка срезов
Тема 20. Тапочки из джинсовой ткани.
Теория:
Подбор модели. Расчет количества ткани в зависимости от выбранной
модели. Особенности обработки.
Практическая работа:
 подбор модели
 подбор ткани
 снятие мерок
 изготовление выкройки (построение чертежа, моделирование)
 раскрой изделия из ткани
 соединение деталей
 обработка срезов
 декорирование изделия.
Тема 21. Промежуточная аттестация.
1.3.5. Пояснительная записка второго года обучения
Цель второго года обучения – сознательное приобретение знаний, умений,
навыков; изучением новых разделов: «вышивка шелковыми лентами», «вышивка
с бисером», «мягкая игрушка» развитие творческих способностей.
Задачи:
 дальнейшее углубленное изучение тем;
 закрепить знания, умения, навыки;
 привить навыки точности, аккуратности, усидчивости;
26

 научить создавать собственные композиции предметов интерьера
(салфетки, панно и т.д.), добавлять бисер в вышитые изделия.
Второй год обучения – продолжение изучение тем «Изонить»,
«Аппликация», «Вышивка нитками», «Торцевание тканью».
К концу второго года обучения. Обучающиеся должны знать: безопасные
приемы

труда, способы

технологической обработки изделий, технику

выполнения простейших швов, глади и ее разновидностей, счетных швов,
«изонити», вышивка шелковыми лентами, объемной вышивки, вышивки
бисером, стеклярусом, пайетками, бусинами. Должны чувствовать себя частицей
единой группы, коллектива, ощущать уверенность в себе.
Должны уметь взаимодействовать, общаться, быстро адаптироваться в
любой ситуации, правильно изготовить лекала с учетом разновидности игрушки,
разрабатывать рисунки для вышивки, аппликаций и торцевания, переносить их
на ткань и пенопласт, более сложными видами глади, простым крестом и
«болгарским»; разрабатывать и вышивать рисунки для «изонити»; добавлять в
обычные рисунки бисер, стеклярус, пайетки; сочетать аппликацию и вышивку;
изготовить изделие с соблюдением технологии обработки. Пользоваться
оборудованием, инструментами и приспособлениями.
Применять фантазию, творческую инициативу и изобретательность.
1.3.6. Учебный (тематический) план второго года обучения
в том числе:

№
п/п
1
2

Наименование темы
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Технология выполнения
способы закрепления нити.

Всего

швов

и

теории практики

1

1

-

5

1

4

3

Изготовление игольницы

6

1

5

4

Аппликация.

27

7

20

5

Изонить

12

2

10

6

Вышивка нитками

30

6

24

Формы
аттестации,
контроля
беседа,
опрос
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
27

7

Вышивка с бисером

21

5

16

8

Вышивка шелковыми лентами.
Изготовление цветов из ленты.

21

5

16

9

Торцевание тканью.

15

3

12

10

Мягкая игрушка.

33

10

23

11

Изготовление кукол

24

4

20

12

Мода для кукол

12

2

10

13

Лоскутное шитье

12

2

10

3

1

2

3

1

2

3

1

2

9

1

8

6

1

5

3

1

2

9

1

8

3

-

3

258

56

202

14
15
16
17
18
19
20
21

Резинка для волос из джинсовой ткани
Повязка для волос из джинсовой ткани
Прихватка из джинсовой ткани
Сумка из джинсовой ткани
Косметичка из джинсовой ткани
Пенал из джинсовой ткани
Тапочки из джинсовой ткани
Итоговая аттестация.
Итого:

беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
тестирование

1.3.7. Содержание программы второго года обучения
Тема 1 Введение. Техника безопасности.
Теория:
Знакомство с программой обучения. Организация рабочего места.
Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы в
объединении. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности на
рабочем месте. Безопасные приемы труда.
Практическая работа:
Входной контроль: диагностика навыков и умений.
Тема 2. Технология выполнения швов и способы закрепления нити.
Теория:
28

Повторение технологии выполнения ручных швов: «вперед иголку»,
«назад иголку», «через край», «петельного» и «потайного» швов. Техника
безопасности при ручных работах.
Практическая работа:
Выполнение различных стежков и швов, закрепления нитей разными
способы в процессе работы. Работа с тканью.
Тема 3. Изготовление игольницы.
Теория:
Беседа о возникновении игольницы. Подбор ткани, ниток, фурнитуры.
Раскрой.
Практическая работа:
Изготовление игольницы
Тема 4. Аппликация.
Теория:
Аппликация как декоративное лоскутное шитье. Виды аппликаций.
Алгоритм выполнения работы. Цветовой контраст в выполнении изделий.
Цветовая насыщенность в оформлении. Основные составные части композиции
– объем, форма, пропорция, масштаб, цвет, как средство выразительности в
композиции. Подготовка основы для выполнения накладной классической
аппликации.
Практическая работа:
Подбор рисунка для картины и панно. Изготовление шаблона. Перевод на
ткань, вырезание. Выполнение выбранных изделий.
Тема 5. Изонить.
Теория:
Знакомство с видом вышивки. Материалы и приспособления. Освоение
рабочих приемов.
Практическая работа:

29

Закрепление навыков вышивания «изонитью» в изделиях (закладки для
книг, панно). Техника выполнения угла и круга на образце. Разработка рисунка
и чертежа.
Тема 6. Вышивка нитками.
Теория:
Знакомство с техникой выполнения вышивки крестом. Вышивка в
народном костюме. Правила выполнения. Особенности. Область применения.
Практическая работа:
Выбор эскиза, подбор материала. Выполнение изделия в технике вышивки
крестом. Оформление работы с использованием различных материалов.
Тема 7. Вышивка изделий с дополнением бисера.
Теория:
Знакомство с техникой выполнения вышивки бисером, стеклярусом,
пайетками.
Практическая работа:
Изготовление вышивки. Разработка рисунков для вышивки. Сочетание
различных приемов вышивки с дополнением бисера.
Тема 8. Вышивка шелковыми лентами. Изготовление цветов из лент.
Теория:
История вышивки лентами. Ознакомление с видами шелковых лент,
инструментами и приспособлениями, техникой безопасности при работе с
инструментами.
Изучение основных декоративных швов, стежков и техники вышивки.
Виды закрепок. Простой узелок. Ленточный стежок, бантик, возвратный стежок,
прямой стежок, простой, обвитый, объемный, перекрученный, стебельчатый,
объемные швы: узелки, бутоны.
Практическая работа:
Изготовление сувениров с вышивкой лентами, подушечек, сердечек панно,
объемных цветов из ленты
Тема 9. Торцевание тканью.
30

Теория:
Изучение торцевание тканью по пенопласту в техники «Кинусайга» один
из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении
различных форм лоскутов ткани и закреплении их на пенопласте без
использования иголки. Создание трафарета, перенос рисунка на пенопласт,
подбор лоскутов ткани.
Практическая работа:
Создание картины с помощью лоскутков ткани в технике «Кинусайга».
Тема 10. Мягкая игрушка.
Теория:
Знакомство с видами мягких игрушек: игрушки из перчаток и носочков,
игрушки-подушки, каркасная игрушка. Материалы и инструменты. Способы
изготовления и варианты оформления. Техника безопасности при изготовлении
игрушек.
Практическая работа:
Подбор и раскрой ткани, сшивание деталей, оформление внешнего вида
игрушки.
Тема 11. Изготовление кукол.
Теория.
Знакомство с историей изготовления кукол.
Практика.
Подбор куклы. Раскрой. Пошив и соединение деталей куклы. Оформление
лица куклы. Оформление внешнего вида куклы.
Тема 12. Мода для кукол.
Теория:
Подбор модели. Технология обработки отдельных узлов и деталей. Расчет
количества ткани в зависимости от выбранной модели. Подбор декора.
 Практическая работа:
 Подбор ткани
 Снятие мерок
31

 Моделирование
 Изготовление выкройки
 Раскрой изделия на ткани
 Сметывание для примерки
 Примерка
 Соединение деталей
 Декорирование изделия
Тема 13. Лоскутное шитье.
Теория:
Обучающиеся узнают о приемах работы с лоскутками, о технологии
изготовления текстильного коллажа, аппликации, получают сведения о цвете и
композиции в лоскутных изделиях.
Практическая работа:
Подготовка лоскутков. Выполнение работы.
Тема14. Резинка для волос из джинсовой ткани.
Теория:
Подбор модели, расчет количества резинки, технология обработки.
Практическая работа.
 Подбор ткани
 Изготовление выкройки
 Раскрой изделия.
 Cоединение деталей,
 Обработка срезов
 Декорирование изделия.
Тема 15. Повязка на голову из джинсовой ткани.
Теория:
Виды повязок. Подбор повязки. Расчет количества ткани. Технология
обработки, особенности обработки.
Практическая работа:
32

 Подбор ткани
 Построение выкройки
 Раскрой повязки
 Соединение деталей
 Обработка срезов
 Декорирование повязки.
Тема 16. Прихватка из джинсовой ткани
Теория:
Прихватка как самая главная помощница на кухне. Технология обработки
отдельных узлов и деталей. Расчет количества ткани в зависимости от фасона,
ширины ткани и особенности обработки.
Практическая работа:


сделать выкройки.



раскроить детали.



продублировать верхние детали прихватки клеевой тканью.



обтачать срезы косой бейкой.



ВТО изделия.

Тема 17. Сумка из джинсовой ткани
Теория:
Знакомство с историей сумки. Технология обработки отдельных узлов и
деталей. Расчет количества ткани в зависимости от фасона, ширины ткани и
особенности обработки.
Практическая работа:


построение чертежа;



моделирование;



раскрой изделия из ткани;



сметывание;



стачивание, обработка срезов

Тема 18. Косметичка из джинсовой ткани
33

Теория:
Технология обработки отдельных узлов и деталей. Расчет количества
ткани в зависимости от фасона, ширины ткани и особенности обработки.
Практическая работа:


построение чертежа;



моделирование;



раскрой изделия из ткани;



сметывание;



стачивание, обработка срезов.

Тема 19. Пенал из джинсовой ткани.
Теория:
Технология обработки отдельных узлов и деталей. Расчет количества
ткани в зависимости от фасона, ширины ткани и особенности обработки.
Практическая работа:


построение чертежа;



моделирование;



раскрой изделия из ткани;



сметывание;



стачивание, обработка срезов.

Тема 20. Тапочки из джинсовой ткани.
Теория:
Подбор модели. Технология обработки отдельных узлов и деталей. Расчет
количества ткани в зависимости от выбранной модели. Подбор декора.


Подбор ткани



Снятие мерок



Моделирование



Изготовление выкройки



Раскрой изделия на ткани



Сметывание для примерки
34



Примерка



Соединение деталей



Декорирование изделия

Тема 21. Итоговая аттестация.
1.4. Планируемые результаты
В результате освоения программы, обучающиеся получают целый
комплекс знаний.
К концу первого года обучения, дети должны знать:
 правила ТБ при ручных работах, правила пожарной безопасности;
 виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны;
 различные

материалы,

инструменты

и

приспособления,

применяемые в традиционных художественных ремеслах;
 понятие о композиции,
 историю развития рукоделия;
 начальные сведения о цветовом сочетании;
 технику выполнения «изонить»;
 технику выполнения простейших швов, глади и ее разновидностей,
счетных швов.
Уметь:
 выполнять требования к оборудованию рабочего места;
 подготавливать материалы для работы;
 пользоваться инструментами, приспособлениям;
 подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
 эстетично оформлять изделия;
 вышивать простейшими швами и их разновидностями;
 выполнять аппликацию;
 вышивать в технике «изонить»;
 работать индивидуально и коллективно.
35

К концу второго года обучения, обучающиеся должны знать:
 требования к оборудованию рабочего места;
 об

отличительных

особенностях

игрушек:

единая

форма,

статичность;
 наличие рельефности и отсутствие элементов, влияющих на объем;
 цветовое решение игрушки;
 способы нанесение рисунка на ткань;
 технику выполнения простейших швов и их разновидностей;
 технику выполнения аппликации и методы крепления фрагментов
аппликации к ткани;
 технику выполнения «изонить»;
 технику выполнения простейших швов, глади и ее разновидностей,
счетных швов, вышивки шелковыми лентами, объемной вышивки,
вышивки бисером, стеклярусом, пайетками, бусинами.
 Уметь:
 взаимодействовать, общаться, быстро адаптироваться в любой
ситуации;
 пользоваться

инструментами,

приспособлениям,

швейным

оборудованием;
 выполнять изделия разной степени сложности по данным лекалам,
выкройкам и образцам;
 экономно расходовать материалы;
 применять полученные знания, умения и навыки на практике, в быту;
 оформить игрушку самостоятельно;
 переносить рисунок на ткань;
 вышивать простейшими швами и их разновидностями;
 выполнять аппликацию;
 вышивать в технике «изонить»;
 вышивать шелковыми лентами;
36

 добавлять в обычные рисунки бисер, стеклярус, пайетки.
Освоив

дополнительную

общеобразовательную

общеразвивающую

программу «Мастер и мастерица» дети познакомятся с истоками народного
творчества, с видами рукоделия, научатся использовать различные материалы и
лоскуты при изготовлении предметов быта, интерьера, изделий для выставок,
памятных сувениров.
Универсальные учебные действия
Выработка и развитие практических навыков и умений. Расширение
умений и знаний. Обобщение накопленных умений и знаний и их применение во
всех сферах обучения.
Метапредметные:
Умение учится и способность к организации своей деятельности
(планирование, контроль, оценка):
 умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
 овладение способностью принимать и сохранять цель учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
 умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной
деятельности – это готовность слушать собеседника и вести диалог,
договариваться о распределении функций и ролей совместной
деятельности,
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно

оценивать

собственное

поведение

и

поведение

российской

культуре,

окружающих.
Предметные:
 формирование
первоначальных

представлений
этический

о

представлений,

уважительного

отношения к России, родному краю, своей семье;
 формирование первоначальных представлений о роли декоративно –
прикладного искусства в жизни человека;
37

 формирование основ художественной культуры, потребности в
художественном творчестве;
 приобретение первоначальных навыков

38

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество учебных часов в
неделю
Количество часов в год
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные
(праздничные
дни)

1 год обучения

2 год обучения

43
128
6

43
86
6

256
258
16
16
27
27
02.09.2024 г.
03.09.2024 г.
14.07.2025 г. – 24.08.2025 г.
04.11.2024 г
31.12.2024 г
01.01.2025 г. – 08.01.2025 г.
01.05.2025 г. – 02.05.2025 г.
08.05.2025 г. – 09.05.2025 г.
12.06.2025 г. – 13.06.2025 г.
в соответствии
с производственным календарём

10

Окончание учебного года

29.08.2025 г

28.08.2025 г

2.2. Условия реализации программы
Для реализации данной программы и организации качественного
воспитательно-образовательного процесса созданы условия и методическое
сопровождение. Занятия проводятся в рабочем кабинете «Крой и шитье»
площадь 47,2 кв.м.
Кабинет «Крой и шитье» укомплектован:
 парты двухместные – 6;
 стулья ученические – 15;
 стол учительский – 1;
 стул учительский – 1;
 стол компьютерный – 1;
 доска навесная (рабочая поверхность 1 м х 1,5 м) зеленая;
 шкафы – 7;
 тумбочки – 2;
39

 трюмо – 1;
 стол для раскроя – 1.
Оборудование:
 швейные машины с электроприводом – 3;
 оверлок – 2;
 утюг электрический – 1;
 гладильная доска – 1;
 манекен – 1.
Инструменты:
 ножницы;
 линейки;
 иглы (ручные, машинные);
 лекала;
 мел портновский;
 сантиметровые ленты;
 пяльцы;
 бисер;
 бусины;
 стеклярус;
 пайетки.
Дидактические материалы:
 таблицы по технологии;
 чертежи изделий м 1:1;
 наглядный и раздаточный материал;
 выкройки-лекала;
 методические разработки;
 раздаточный материал по темам;
 инструкционные карты;
 специальная литература;
40

 цветовой круг.
Электроснабжение кабинета:
 на потолке светодиодные светильники – 8 шт;
 над доской люминисцентный светильник – 1.
Кабинет оснащен:
 аптечкой;
 имеются средства первичного пожаротушения (углекислотный ОУ –
5 № 4).
В кабинете есть уголок охраны труда.
Кадровое обеспечение:
Реализацию

программы

обеспечивает

педагог

дополнительного

образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога – не ниже среднего профессионального
образования.
Уровень соответствия квалификации: образование педагога соответствует
профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Формой контроля на занятиях в объединении является организация
просмотра работ, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои
работы, ощутить радость успеха. Обсуждение работ активизирует внимание
обучающихся, формирует опыт творческого общения. В конце освоения
программы проводится итоговая выставка.
Предварительная аттестация проводится в период с 16 сентября 2024 года
по 20 сентября 2024 года.
41

Промежуточная аттестация (текущий контроль) проводится в период с 23
декабря 2024 года по 28 декабря 2024 года.
Промежуточная аттестация (при переводе на следующий год обучения)
проводится в конце учебного года в период с 28 августа 2025 года по 29 августа
2025 года.
Ее

результаты

позволяют

определить

уровень

теоретической,

практической подготовки, общеучебных умений, навыков и личностное
развитие обучающихся.
Итоговая аттестация проводится (по окончании второго года обучения) в
период с 28 августа 2025 года по 29 августа 2025 года.
По ее результатам определяется уровень динамики, которого достигли
обучающиеся за время обучения. Оценка результативности проводится через
тематические

контрольные

проверки

знаний,

умений,

навыков

и

компетентностей обучающихся (диагностическая карта обучающегося).
Итоговая и промежуточная аттестация осуществляются в следующих
формах:
 контрольное занятие на повторение и обобщение основного раздела;
 собеседование;
 самостоятельная работа, проект.
В данной программе используются следующие формы контроля:
 кроссворды по темам;
 викторины;
 выставки, конкурсы;
Методы и приемы контроля.
Устный метод: проверка усвоения обучающимися нового материала и
умения рассуждать; повторение ранее изученного.
Объяснительно-иллюстративный:

педагог

сообщает

готовую

информацию с использованием демонстраций, а обучающиеся воспринимают,
осмысливают и запоминают ее, воспроизводят полученные знания.
42

Частично-поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений для
изготовления изделия.
Исследовательский: творческая деятельность обучающихся по решению
выполнения работы.
Практический: упражнения, практические работы.
Наглядный: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов.
Нестандартный: выставка, конкурс, выставка-презентация, игры.
Результат выполненной практической работы анализируется: оценивается
качество, иногда и количество выполненной работы, владение технологией,
практической операцией, знание и соблюдение техники безопасности (если это
требуется по ходу работы), время, затраченное на выполнение работы (т.е.
уровень сформированности навыков).
Формы контроля.
Задача – глубокий и всесторонний контроль знаний, умений и навыков
обучающегося, уровня его разностороннего развития. Такая проверка дает
значительный материал для объективного суждения и соответствующих
выводов о каждом воспитаннике, для организации индивидуального подхода к
нему в процессе учебно-воспитательной работы.
Фронтальная

проверка

позволяет

в

короткий

срок

повторить

(воспроизвести, актуализировать) материал, на который педагог будет опираться
при изучении новой информации на данном занятии.
Взаимоконтроль

как

форма

организации

проверки

имеет

много

достоинств.
Самоконтроль – один из видов проверки обучающимся результатов
собственной работы.

43

Оценочные материалы
№
п/п
1

2

3

Вид контроля

Цель контроля

Предварительный
Внимание
Кругозор
Воображение
Бережливость
Навыки работы с чертежами
и швейными инструментами
Текущий
Навыки шитья
Навыки
работы
с
выкройками, шаблонами
ТБ
при
работе
с
инструментами
ТБ - при работе с утюгом
ТБ - при работе на швейной
машине
Итоговый
Аккуратность
Использование ручных и
машинных швов
Способы
и
приемы
применяемые в той или иной
поделки
Пользование схемами

Методы
формирования
Определение
Беседа,
Уровня знаний и дидактическая
умений
игра,
наблюдение

Сроки
проведения
Сентябрь

Усвоение
навыков

Упражнение,
наблюдение,
собеседование

В течении года
(декабрь)

Определение
уровня
технологических
и практических
знаний
и
умений,
Навыков.
Применение их
на практике

Выставка,
наблюдение.

Август

Анализ.
Итоговое
занятие.

Формы организации образовательного процесса
 теоретическое занятие (15-25 минут) – освоение новых знаний
 практическое занятие с применением утюга, отпаривателя.
Формы обучения:
Если теоретическое занятие закладывает основы новых знаний в
обобщенной форме, практические занятия призваны углубить, расширить и
детализировать

эти

знания,

содействовать

выработке

навыков

профессиональной деятельности. Практические занятия служат своеобразной
формой осуществления связи теории с практикой.
Теоретические (групповые) – беседа, объяснение, демонстрация, просмотр
иллюстраций с последующим анализом.

44

Практические

(групповые,

по

подгруппам,

индивидуальные)

–

конструирование, моделирование и пошив одежды; отработка изучаемых
технологических приемов, самостоятельные творческие работы.
Формы подведения итогов реализации программы:
 итоговые занятия по каждому разделу программы;
 выставки по итогам обучения;
 участие в выставках разного уровня.
Критерии оценки:
 оценивается идея, название работы, степень самостоятельности,
качество исполнения, эстетический уровень;
 умение проводить сравнительный анализ своей работы и работ
других обучающихся;
 оценивается

наблюдательность

и

фантазия,

умение

видеть

необычное в обычном;
 оценивается интерес к специальной литературе по прикладному
творчеству.
Стимулы:
 похвала;
 поддержка;
 отбор работы на выставку;
 награждение грамотой.
Методические пособия:
 «Азбука умелых ручек» (образцы ручных швов).
 «Работа с выкройками» (схемы).
 «Кладовая игрушек» (папка с выкройками игрушек).
 «Как оформить игрушку».
 Инструкции.
 Информационные стенды и плакаты.
45

 Картотека шаблонов.
 Конспекты учебных занятий.
 Методические разработки.
 Образцы изделий.
 Схемы.
 Тематические папки.

46

3. Список литературы
Для педагога
1. Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла». Учебно-методическое
пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс» 2011 172, [5] с.
2. Гаврильченко Т.В. «Волшебный лоскуток. Шьем игрушки» – М: Айриспресс, 2008 144, – [9] с.
3. Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах». М.,
Просвещение, 1978г. 174, – [47] с.
4. Ефимова А. В. «Сделаем игрушки сами». Альбом игрушек самоделок №4
1977, 20, – [7] с.
5. Костикова И.Ю. «Школа лоскутной техники» М., Эксмо – Пресс,1998г.,
200, – [3] с.
6. Дараева Ю.А. «Лоскутное шитье». – М: Этерна, 2008г. 225, – [17] с.
7. Гребченко Н.В. «Мастерим лоскутный мир». – Н. Новгород: ООО
«Педагогические технологии НН», 2013г. 51, – [35] с.
8. Зайцева А.А. «Лоскутное шитье без нитки и иголки» – М: ЭКСМО, 2010г.
63, – [10] с.
9. Кокс Н. «Вышивка шелковыми ленточками». М., 2006г. 82, – [10] с.
10.Румянцева Е.А. «Аппликация» eKnigi.orgи 2010г. 122, – [25] с.
11.Мальцева

Е.П.

«Материаловедение

швейного

производства».

М.,

Просвещение, 1984г. 239, – [10] с.
12.Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитье». М., Школа пресс,2000г.
95, – [5] с.
13.Дмитриева-Макерова, Е. М. Валяная игрушка / Е.М. Дмитриева-Макерова.
- М.: Питер, 2008. - 104 [15] c.
14.Курчак, Е. Забавные самоделки из шерсти / Е. Курчак, Л. Заец. - М.: Эксмо,
2013. - 64 [8] c
15.Основы моделирования, кройки и шитья / авт.-сост. Н.А. Топоровская. –
М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2015.
16.Из старых джинсов Х.Волкова Издательство Москва, 2016.
47

17.«История моды». Нерсесова Я.Н. Издательство Москва Просвещение 2008.
18.Основы технологии швейного Труханова А.Т. М.: Издательство Высшая
школа, 2007.
Для родителей
1. Женская одежда. Моделирование / Топоровская Н. А. – М.: Мир книги,
2005.
2. Максимова М. В. Лоскутики/ М. Максимова, М. Кузьмина. – М.:
ЭКСМОпресс, 2018.
3. Максимова М. В. Школа рукоделия: Лоскутики. Вышивка. Макраме / М.
Максимова, М. Кузьмина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2019.
4. Максимова М. В. Мозаика лоскутных узоров [Электронный ресурс] / М.
Максимова, М. Кузьмина, Н. Кузьмина. – М.: Эксмо, 2013
Для обучающихся
1. Бреннан Э. «Шьем сумочки». М., 2006.
2. Максимова М.В. «Девичьи хлопоты» – М: ЭКСМО, 2004.
3. Андреева Р. П. Лоскутное шитье / Р. П. Андреева. – СПб.: Литера, 2001.
4. Егорова Р. И. Учись шить: Кн. для учащихся сред. шк. возраста / Р. И.
Егорова, В. П. Монастырная. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989.
5. Костикова И. Ю. Школа лоскутной техники / И. Костикова. – М.: Мир
книги, 2010.
6. Орлова Л. В Азбука моды: [Для детей] / Л. Орлова. – М.: Просвещение,
1989.
7. Пэчворк: лоскутный шедевр за 3 дня / сост. Кашин С. П. – М.: Энтраст
Трейдинг, 2015.
8. Ращупкина С. Ю. Лоскутное шитье и аппликация / С. Ю. Ращупкина. – М.:
РИПОЛ классик, 2011.
9. Артамонова Е. «Украшение из бисера». Москва, Эксмо,2009 г.
10. Бреннан Э. «Шьем сумочки». М.,2006 г.
11. Деревянко С., Трошкова А. «Мягкая игрушка: игрушки в подарок». – М:
ЭКСМО; СПб: Валерии СПД, 2002 г.
48

12. Максимова М.В. «Девичьи хлопоты» – М: ЭКСМО, 2004 г.
13. Стенли. Л. «Вышивка бисером и блестками. Новые техники и узоры». Мир
книги 2006 г.
14. Данкевич,

Е.В.

Игрушки

и

цветы

из

шерсти.

Техника

валяния/Е.В.Данкевич. - М.: АСТ, Сова, 2013 г.
15. Зельке, Карстен Войлочный зоопарк. Валяние пробивной иглой/Карстен
Зельке. - М.: Арт-Родник, 2014 г.
Электронные ресурсы
1. www.stranamasterov.ru.
2. https://www.livemaster.ru/topic/274295-vse-vidy-rukodeliya-vyshivka.
3. https://search.rsl.ru/ru/record/01005074674.
4. https://www.labirint.ru/books/162189/.
5. http://fotki.yandex.ru/users/alyona-merletto/album/251841/?p=0.
6. stikom.ru/1214-levi-stenli-vyshivka-biserom-i-blestkami-novye-tehniki-iuzory.html.

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».