СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
3
1.1. Пояснительная записка
8
1.2. Цель и задачи программы
9
1.3. Планируемые результаты
11
1.4. Содержание и уровень программы
11
1.4.1. Учебный (тематический) план
12
1.4.2. Содержание учебного (тематического) плана.
15
2. Комплекс организационно-педагогических условий
20
2.1. Календарный учебный график
20
2.2. Условия реализации программы
20
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
23
3. Список литературы
25
2
1. Комплекс основных характеристик программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Швейный мир» модифицированная, художественной направленности,
разработана на основе нормативно-правовой базы
(см. п. 3.1. раздела III Литература).
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Швейный мир» предназначена для детей 8-15 лет, способствует эстетическому
воспитанию обучающихся, расширению их кругозора, профессиональной
ориентации на профессии швейного производства.
Немаловажным является то, что при выполнении швейных работ
(особенно ручных и с мелкими деталями) у учащихся воспитывается
аккуратность, усидчивость, что способствует улучшению учебной
деятельности в целом.
На занятиях уделяется большое внимание вопросам культуры одежды.
Обучающиеся знакомятся с навыками шитья, с направлениями в современной
моде.
В результате обучения дети получают знания о разновидностях тканей,
учатся подбирать фасоны изделий в соответствии с тканью, разработают
эскизы моделей и создают свои индивидуальные творческие изделия.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Швейный мир» составлена с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологии и социальной сферы.
Оптимальное количество детей в учебной группе 12 человек.
Обучающиеся работают в группе, поэтому требуется постоянный контроль и
внимание со стороны учителя. Большое внимание необходимо уделять на
занятии правилам техники безопасности, так как обучающиеся пользуются
травмоопасными инструментами и приспособлениями.
Обучающиеся в группах разновозрастные, в основном девочки. Набор в
группы проходит с учетом степени предварительной подготовки, пройдя
предварительно собеседование. Положительные характеристики занятий в
объединении имеет очень важное значение для развития личностных,
познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных
3
действий. Занятия помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах,
освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус. В группы
зачисляются воспитанники успешно прошедшие собеседование.
1.1.1. Направленность
Творческого объединения «Швейный мир» по содержанию является
художественной; по форме организации групповой, по времени реализации
длительной подготовки. Программа направлена на развитие художественно эстетического вкуса, творческого подхода, эмоционального восприятия и
образование мышления, подготовки личности к постижению великого мира
искусства, стремлению и воссозданию чувственного образа воспринимаемого
мира.
1.1.2. Актуальность
Программа обусловлена задачами художественного образования
школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского
образования, в которой подчеркивается важность художественного
образования, использования познавательных и воспитательных возможностей
предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у
обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический
вкус, нравственность.
Новизна
Программы заключается в том, что она предоставляет
возможность
обучающимся не только изучить различные техники декоративно-прикладного
искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании
предметов быта, аксессуаров, и всего того, что окружает нашу жизнь.
Педагогическая целесообразность
Программы заключается в том, что она органично вписывается в единое
образовательное пространство, оставаясь самостоятельным структурным
подразделением, способствующим формированию культуры творческой
личности, приобщению обучающихся к миру искусства, общечеловеческим и
национальным ценностям через развитие их творчества с учётом способностей
и интересов детей, и освоение ими художественного опыта прошлого.
4
В совместной деятельности с педагогом воспитанники учатся любить
окружающий мир, развивают способность к восприятию прекрасного в себе
самом, в другом человеке, создают прекрасное своими руками.
«Швейный мир» способствует развитию способности обучающихся к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
этого процесса, умению ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности, т.е. активному присвоению нового
социального опыта.
Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных
творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания
проекта.
Целесообразность данной программы в том, что она помогает раскрывать
творческий потенциал учащегося, его возможности и таланты на основе
заинтересованности, обеспечивает развитие мотивации личности к познанию и
творчеству, обеспечение необходимых условий для личностного развития и
профессионального самоопределения.
Таким образом, комплексный подход, объединяющий учебную и
воспитательную
деятельность,
позволяет
создать
развивающую
этнокультурную среду для учащихся.
1.1.3. Отличительные особенности программы
В процессе реализации программы «Швейный мир» осуществляется
межпредметная связь: изобразительное искусство, черчение, история,
технология, что является средством разностороннего развития способностей
детей.
Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по
нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их
и служит основой развития познавательного интереса. В данной
образовательной программы заключаются в том, что подача материала,
использование форм и методов работы основано на практическом опыте
педагога. За время педагогической деятельности по обучению моделированию
и конструированию одежды отобраны наиболее эффективные формы
организации
деятельности
детей,
способствующие
повышению
5
результативности программы: от простого в исполнении изделия (броши,
браслеты, сумочки, чехлы для сотовых телефонов и т. д.) до сложного.
1.1.4. Адресат программы
Возраст обучающихся: 8-15 лет.
Комплектование
творческого
объединения
проводится
без
предварительного отбора детей. В группу принимаются как мальчики, так и
девочки, разного возраста проявляющие желание и интерес к швейному делу.
Специальной практической подготовки к данному виду творчества не
требуется, но учитывается умение безопасной работы с ножницами, степени
развития моторики рук, умение различать цвета. Программа адресована всем
желающим учащимся, в том числе не имеющим начальной художественной
подготовки.
1.1.5. Объем и срок освоение программы
Объем программы – 258 часов
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа (40 минут) с
обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.
Форма обучения: очная, в случае необходимости – дистанционное
обучение.
Формы организации образовательного процесса:
Формы проведения занятий:
−
отчетные занятия-выставки;
−
практическое занятие;
−
комбинированное занятие;
−
игра;
−
праздник;
−
экскурсия;
−
мастерская и др.
6
Формы организации образовательного процесса:
− теоретическое занятие – освоение новых знаний,
− практическое
занятие
с
применением
бытовой
техники
(утюг,
отпариватель).
Формы обучения
Если теоретическое занятие закладывает основы новых знаний в обобщенной
форме,
практические
детализировать
эти
профессиональной
занятия
призваны
знания,
содействовать
деятельности.
углубить,
расширить
выработке
Практические
и
навыков
занятия
служат
своеобразной формой осуществления связи теории с практикой.
Теоретические (групповые) – беседа, объяснение, демонстрация, просмотр
иллюстраций с последующим анализом.
Практические (групповые, по подгруппам, индивидуальные) –
конструирование, моделирование и пошив одежды; отработка изучаемых
технологических приемов, самостоятельные творческие работы.
Методы и приемы обучения
Устный метод: Задачи метода:
− создать у обучающихся точное представление о новом материале
−
на совершенствование знаний и умений рассуждать.
Объяснительно-иллюстративный: педагог сообщает готовую информацию с
использованием демонстраций, а обучающиеся воспринимают, осмысливают и
запоминают ее, воспроизводят полученные знания.
Репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых
инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное
воспроизведение знаний или умений по образцу.
Частично-поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений для
изготовления изделия.
7
Исследовательский: творческая деятельность обучающихся по решению
выполнения работы.
Практический: упражнения, практические работы.
Наглядный: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов.
Стимулы:
− похвала;
− поддержка;
− отбор работы на выставку;
− награждение грамотой.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: развитие творческих способностей детей на основе освоения ими
различных техник декоративно-прикладного творчества, связанным с пошивом
из ткани.
Обучающие:
- знакомство детей с новыми терминами и понятиями;
- обучение детей различным техникам декоративно-прикладного творчества,
практическим навыкам и приёмам изготовления и декорирования изделий;
- знакомство с основными законами композиции и цветоведения;
- формирование у обучающихся теоретических знании и практических навыков
работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.
Воспитательные:
- развитие творческих способностей детей (воображение, художественнообразного мышления, фантазии, зрительного восприятия, чувства цвета,
формы, композиционной культуры;
- развитие коммуникативных, рефлексивных умении и навыков обучающихся;
- развитие у детей художественного и эстетического вкуса;
- содействовать организации содержательного досуга детей;
- прививание интереса к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества.
8
- воспитание доброжелательного отношения к окружающим и умение
заботиться;
- формирование потребности в самоорганизации и здоровом образе жизни.
Развивающие:
- ознакомление детей с правилами безопасности при работе с инструментами;
- ознакомление обучающихся с классификацией текстильных волокон, видами
рисунков тканей, терминологией и технологией выполнения ручных работ, с
законами композиции, цветоведения, видами ручных стёжек, ручной вышивки
и аппликации;
- обучение детей определять в ткани нити основы и утка, лицевую и
изнаночную стороны; выполнять простые ручные швы; правильно раскроить
материал с использованием выкройки и шаблонов,; работать с методическим
картами; строить симметричный узор, орнамент, подбирать нитки, размер и
место узора в изделии; переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы,
выполнять ручные швы и стёжки вышивки; выполнять поделки, сувениры с
использованием техник ДПИ.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знакомство детей с новыми терминами и понятиями;
- обучение детей различным техникам декоративно-прикладного творчества,
практическим навыкам и приёмам изготовления и декорирования изделий;
- знакомство с основными законами композиции и цветоведения;
- формирование у обучающихся теоретических знании и практических навыков
работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.
Личностные:
- развитие творческих способностей детей (воображение, художественнообразного мышления, фантазии, зрительного восприятия, чувства цвета,
формы, композиционной культуры;
- развитие коммуникативных, рефлексивных умении и навыков обучающихся;
- развитие у детей художественного и эстетического вкуса;
- содействовать организации содержательного досуга детей;
9
- прививание интереса к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества.
- воспитание доброжелательного отношения к окружающим и умение
заботиться;
- формирование потребности в самоорганизации и здоровом образе жизни.
Метапредметные:
- ознакомление детей с правилами безопасности при работе с инструментами;
- ознакомление обучающихся с классификацией текстильных волокон, видами
рисунков тканей, терминологией и технологией выполнения ручных работ, с
законами композиции, цветоведения, видами ручных стёжек, ручной вышивки
и аппликации;
- обучение детей определять в ткани нити основы и утка, лицевую и
изнаночную стороны; выполнять простые ручные швы; правильно раскроить
материал с использованием выкройки и шаблонов,; работать с методическим
картами; строить симметричный узор, орнамент, подбирать нитки, размер и
место узора в изделии; переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы,
выполнять ручные швы и стёжки вышивки; выполнять поделки, сувениры с
использованием техник ДПИ.
В результате освоения программы, обучающиеся получают целый
комплекс знаний: овладение трудовыми и технологическими знаниями,
умениями по преобразованию и использованию материалов, информации,
необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их
предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами.
К концу года обучения, дети будут
Знать:
− правила ТБ при ручных работах, при работе на швейной машине,
при работе с утюгом, правила пожарной безопасности;
− последовательность снятия мерок;
− правила выполнения машинных и ручных швов;
− основные технологические процессы обработки отдельных деталей
и узлов швейных изделий.
10
Уметь:
− правильно снимать мерки;
− контролировать соответствие фурнитуры по цвету и назначению
изделия;
− требования к оборудованию рабочего места;
− свойства тканей из натуральных и искусственных волокон, способы
обработки;
Уметь:
− взаимодействовать, общаться, быстро адаптироваться в любой
ситуации;
− применять полученные знания, умения и навыки на практике, в
быту;
1.4. Содержание программы
1.4.1.Учебный (тематический) план
№
1
2
Тема
Вводное занятие
«Швейный мир».
Организация рабочего места,
Безопасные приемы труда,
ТБ, ПБ.
Общие сведения об одежде.
В том числе
Кол-во
часов
теория
практика
3
1
2
беседа
опрос
3
1
2
беседа
наблюдение
15
3
12
беседа
наблюдение
6
1
5
беседа
наблюдение
21
3
18
беседа
наблюдение
21
3
18
беседа
наблюдение
Ручные швейные работы.
3
Изготовление игольницы.
4
5
6
Изготовление кукол.
Ручная вышивка.
11
Форма
аттестации
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
ВТО изделия.
Элементы материаловедения
Элементы машиноведения
Изготовление мягкой
игрушки
Изготовление аксессуаров.
Виды машинных швов.
Технология изготовления.
Мелкий ремонт в одежде.
Аппликация из ткани.
Создание эскиза модели.
Изготовление поясной
одежды – на выбор учащихся
(по готовому крою)
Изготовление плечевой
одежды – на выбор учащихся
(по готовому крою)
Профессия, которую мы
выбираем.
Итоговое занятие
«Швейный мир»
Итоговая аттестация
Итого:
3
1
2
9
3
6
12
3
9
21
3
18
21
3
18
15
3
12
21
6
15
18
3
15
3
1
2
30
6
24
30
3
6
3
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
24
беседа
наблюдение
-
беседа
наблюдение
3
-
3
258
53
205
анкетирование,
выставка
творческих
работ
Уровень программы «Швейный мир» базовый. Обучение по программе
позволит обучающимся обучиться шитью, повысит готовность обучающегося
к включению в творческую деятельность.
12
1.4.2. Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение. Техника безопасности
Теория:
− Знакомство с программой обучения.
− Организация рабочего места.
− Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы в
объединении.
− Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности на
рабочем месте. Безопасные приемы труда.
Практическая работа:
− Входной контроль: диагностика навыков и умений при работе на
швейной машине.
Тема 2. Общие сведения об одежде. Стиль в одежде
Теория:
− Современная одежда.
− Современные направления моды.
− Планирование гардероба.
− Стили.
− Выбор тканей, аксессуаров.
Практическая работ
− Создание своего стиля.
− Планирование гардероба.
Тема 3. Ручные швейные работы.
Теория:
− Знакомство с терминами ручных работ.
− Необходимые инструменты и приспособления.
− Техника безопасности при ручных работах.
13
Практическая работа:
Выполнение различных стежков и шов, освоение технологии их
выполнения. Работа с тканью:
− ручной стежок – прямой;
− строчки – сметочная, копировальная;
− ручной стежок – косой;
− строчки – обметочная, подшивочная;
− ручной стежок – крестообразный;
− строчки – подшивочная, отделочная;
− ручной стежок – петельный;
− строчки – стачная, обметочная;
− пришивание фурнитуры (пуговицы, крючки, петли, кнопки).
Тема 4. Изготовление игольницы.
Теория:
Беседа
о
возникновении
игольницы.
фурнитуры.Практическая работа:
Подбор
ткани,
ниток,
Раскрой. Изготовление игольницы.
Тема 5. Изготовление кукол. Мода для кукол.
Теория:
История куклы.
Знакомство с историей изготовления кукол.
Практическая работа:
Подбор куклы. Раскрой. Пошив и соединение деталей куклы. Оформление лица
куклы. Оформление внешнего вида куклы.
Подбор модели одежды для куклы. Технология обработки отдельных узлов и
деталей. Расчет количества ткани в зависимости от выбранной модели. Подбор
декора.
14
Тема 6. Ручная вышивка.
Теория:
На данном этапе обучающиеся познакомятся с историей возникновения
вышивки. Овладеют приемами и способами работы по технологии вышивки.
Техника безопасности с ручным инструментом.
Практическая работа:
Посмотрят творческие работы выполненные ранее. Изготовление
вышивки, используя основы полученных знаний на занятии.
Тема 7. ВТО изделия
Теория:
− Изучение терминологии и последовательности влажно тепловой
Обработки
− ТБ при ВТО.
Практическая работа:
Утюжка швов, сгибов, складок, выточек, готового изделия.
Тема 8. Элементы материаловедения
Теория:
Изучение основных сведений о тканях:
− нити основы, утка, кромка;
− виды тканей волокна: (натуральные, химические); виды тканей
(хлопчатобумажная, льняные, шелковая, шерстяная);
− виды переплетений (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное);
− свойства ткани: прочность, сминаемость, усадка, осыпаемость нитей,
износостойкость.
Практическая работа:
− Исследование образцов тканей.
15
− Определение натуральных и синтетических волокон. Распознавание
волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.
Тема 9. Элементы машиноведения
Теория:
− Общие сведения о швейном оборудовании, знакомство со специальными
швейными машинами.
− Организация рабочего места для швейных работ
Практическая работа:
− Использование технических навыков при работе на швейных машинах:
последовательность заправки верхней и нижней нити;
механизм игловодителя;
− механизм нитепритягивателя;
− механизм двигателя ткани;
− регулятор стежка и механизм обратного хода;
− устройство шпульного колпачка.
Тема 10. Изготовление мягкой игрушки
Теория:
− Знакомство с видами мягких игрушек: игрушки из перчаток и носочков,
игрушки-подушки, каркасная игрушка. Материалы и инструменты.
Способы изготовления и варианты оформления. Техника безопасности
при изготовлении игрушек.
− Практическая работа:
− Подбор и раскрой ткани, сшивание деталей, оформление внешнего вида
игрушки.
Тема 11. Изготовление аксессуаров
Теория:
Знакомство с различными видами аксессуаров, техникой исполнения.
16
Практическая работа:
Творческие разработки авторских видов аксессуаров.
В процессе овладения различных техник учащиеся расширяют кругозор,
повышают эстетический уровень и художественный вкус, а самое главное –
учатся творчески мыслить, комбинировать, разрабатывать авторские модели
аксессуаров. Продумывая модель, ребята хорошо представляют объект своей
работы: его образ (модель, цветовую гамму), назначение изделия. Разрабатывая
изделия, учащиеся овладевают различными приемами, что стимулирует
самостоятельную творческую деятельность.
Тема 12. Виды машинных швов. Технология изготовления
Теория:
− Знакомство с терминами машинных швов.
− Необходимые инструменты и приспособления.
− Техника безопасности при машинных работах.
− Организация рабочего места.
Практическая работа:
Выполнение основных машинных швов:
− соединительные швы – стачные (в разутюжку, в заутюжку, на ребро);
− соединительные швы – на строчные (с открытым срезом, с закрытым
срезом);
− соединительные швы – накладные (с открытым срезом, с закрытым
срезом);
− соединительные швы – бельевые (двойной, запошивочный, шов в замок,);
− краевые швы – в подгибку (с открытым срезом, с закрытым срезом, с
окантованным срезом);
− краевые швы – окантовочные (с открытым срезом, с закрытым срезом,
окантованные тесьмой);
17
Тема 13. Мелкий ремонт в одежде.
Теория:
Виды ремонтов одежды.
Практика: Подбор техники исполнения ремонта, фурнитуры, обработки
срезов.
Тема 14. Аппликация из ткани.
Теория:
Знакомство с аппликацией. Виды аппликаций, применение аппликации в
быту, в одежде, и др. видах. Приемы выполнения аппликации на ткани (клеевая
аппликация, термоаппликация, ручная аппликация). Правила разметки
материала по шаблонам и трафаретам.
Практические работы:
Работа с тканью – изменение фактуры ткани (крахмаление, желатинирование).
Изготовление бумажных и тканевых шаблонов. Изготовление панно, подушек,
салфеток, прихваток с использованием аппликации.
−
Тема 15. Создание эскиза
Теория:
Знакомимся с понятием эскиза, композиции, цветового решения.
Практическая работа:
Создание эскиза, выбор модели.
Тема 16. Изготовление поясной одежды.
Теория:
Знакомство с историей брюк и юбок, их разновидностей.
Практическая работа:
− Сметывание деталей изделия готового кроя.
18
−
−
−
−
−
−
−
−
Подготовка изделия к примерке.
Проведение примерки.
Стачивание боковых швов, обработка срезов изделия.
ВТО швов.
Обработка застежки изделия.
Обработка пояса изделия.
Обработка низа изделия.
ВТО изделия.
Тема 17. Изготовление плечевой одежды.
Теория:
Знакомство с историей плечевых изделий (блузок, свитшотов, блейзеров,
платьев и других видов их разновидностей.)
Практическая работа:
− Сметывание деталей изделия готового кроя.
− Подготовка изделия к примерке.
− Проведение примерки.
− Обработка узлов деталей изделия.
− Стачивание боковых швов, обработка срезов изделия.
− ВТО швов.
− Обработка застежки изделия.
− Обработка низа изделия.
− ВТО изделия.
Тема 18. Профессия, которую мы выбираем
Теория:
Знакомство с видами швейных профессий. Формирование готовности к
основному выбору профессии дальнейшего обучения будущей
профессии.
Тема 19. Итоговое занятие «Швейный мир». Итоговая аттестация
Основное ее назначение – получение информации о качестве отдельных этапов
текущего процесса обучения (мониторинг).
19
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№п/п
Основные характеристики
образовательного процесса
1.
Количество учебных недель
44
2.
Количество учебных дней
167
3.
Количество часов в неделю
6
4.
Количество часов в год
258
5.
Количество недель в первом полугодии
17
6.
Количество недель во втором полугодии
27
7.
Начало занятий
8.
Каникулы
9.
01.09.2025
зимние
31.12.2025 - 11.01.2026
летние
01.07. – 11.08.2026
Выходные дни
2-4.11.2025
(праздничные) в соответствии
21-23.02.2026
с производственным календарем
7-9.03.2026
1-3.05.2026
9-11.05.2026
12-14.06.2026
10.
Окончание учебного года
31.08.2026
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для
реализации
данной
образовательного
программы
процесса
и
созданы
организации
условия
воспитательно–
и
методическое
сопровождение.
Занятия проводятся в учебном кабинете №6
Площадь: 47,2 м2.
Электроснабжение кабинета:
− на потолке светодиодные светильники – 8 шт;
− над доской люминесцентный светильник – 1 шт.
20
Кабинет оснащен:
− аптечкой;
имеются
средства
первичного
пожаротушения
(углекислотный ОУ – 5 № 4).
В кабинете есть уголок охраны труда.
−
Кабинет укомплектован:
− парты двухместные – 6;
− стулья ученические – 15;
− стол учительский – 1;
− стул учительский – 1;
− доска навесная (рабочая поверхность 1 м * 1,5 м)
зеленая;
− шкафы – 7;
− тумбочки – 2;
− трюмо – 1;
− стол для раскроя – 1.
Оборудование:
− швейные машины с электроприводом – 3;
− оверлок – 2;
− утюг электрический – 1;
− гладильная доска – 1;
− манекен – 1.
Инструменты:
− ножницы;
− линейки;
− иглы (ручные, машинные);
− лекала;
21
− мел портновский;
− сантиметровые ленты.
Методические материалы
Дидактические материалы:
− таблицы по технологии;
− чертежи изделий (масштаб 1:1);
− наглядный материал (конструирование, виды тканей,
образцы швов);
− инструкционные карты;
− специальная литература;
− цветовой круг.
− методические разработки;
Методические пособия:
− «Специальные термины и обозначения».
− «Обработка различных технологических узлов и
отделочных деталей».
− «Стиль в одежде».
− «Виды деталей и узлов одежды».
− «Отслеживание успешности овладения обучающимися
содержанием программы».
− Материалы для сообщений и бесед:
− «По одежке встречают».
− «История возникновения швейной машины».
− «Пояс – оберег».
− «Что носили на Руси?».
− «Роль полотенца в жизни человека».
22
− «Гадания на Руси».
− «Что такое мода?».
− «Энне Бурда – гранд дама моды 20 века».
− «Выбери свой стиль».
− «Направления в моде».
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация (текущий контроль) проводится в период с 15 по 20
декабря 2025 года.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года в период с 26 по 28
августа 2026 года.
Ее результаты позволяют определить уровень теоретической, практической
подготовки,
общеучебные
умения
и
навыков,
личностное
развитие
обучающихся.
Для этого используются:
− контрольные вопросы на повторение и обобщение основного раздела;
− собеседование;
− тестирование;
− викторины.
− выставки, конкурсы;
− демонстрация изделий;
− самостоятельная работа.
Результат выполненной практической работы анализируется:
оценивается качество, количество выполненной работы, владение технологией,
практической операцией, знание и соблюдение техники безопасности (если
23
это требуется по ходу работы), время, затраченное на выполнение работы
(т.е. уровень сформированности навыков).
Формы контроля
1.
Фронтальная проверка
2.
Взаимоконтроль
3.
Самоконтроль
Критерии оценки:
−
оценивается идея, название работы, степень самостоятельности,
качество исполнения, эстетический уровень;
−
умение проводить сравнительный анализ своей работы и работ других
обучающихся;
−
оценивается наблюдательность и фантазия, умение видеть необычное в
обычном;
−
оценивается интерес к специальной литературе по прикладному
творчеству.
24
3. Список литературы
3.1. Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил норм» (СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
25
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№
629
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа
2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
16. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
26
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо
07.05.2020
Министерства
№ВБ-976/04
просвещения
Рекомендации
Российской
по
Федерации
реализации
от
внеурочной
деятельности, программ воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
19. Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
20. Устав МКОУ ДО – Дом детского творчества.
27
3.2. Список литературы для педагога
1. Амирова Э. К., Сакулина О. В., Сакулин Б. С., Труханова А. Т. - М.
«Конструирование одежды», Мастерство: Высш. шк., 2001. - 494, [1] с.
2. Белозерова И.Е. и др. Энциклопедия «Шитье и рукоделие», Москва,
2000 г. Редкол.: И.А. Андреева (гл. ред.) и др. - 2. изд. - М. Большая Рос.
энцикл., 2000. - 286, [1] с.
3. Горшкова Н. В. «Высококвалифицированная швея», М., Академия
2009 г. - 143, [1] с.
4. Ермилова В.В. «Моделирование и художественное оформление
одежды», г. Москва, изд. «Агадема», 2000г. - 221, [1] с.
5. Егорова. Р.И. «Учись шить», г. Москва, изд. «Просвещение», 1988г.
- 156,[4] с.
6. Ерзенкова Н.В. «Блузки» - Мн,Полымя, 1994- 608, [1] с.
7. Ерзенкова Н.В «Женская одежда в деталях» – 2-е изд-Мн,
Полымя,1991- 320, [1] с.
8. Орлова Л.В. «Азбука моды», г. Москва, изд. «Просвещение», 1989
г. - 175,[1] с.
9. Реут Т.Н., Конторер Р.Б. «Технология изготовления швейных
изделий», г. Москва, 2000 г. – 320, [3] с.
10.
Попова Светлана «История моды, костюма и стиля» большая
иллюстрированная энциклопедия. - Москва: АСТ: Астрель, 2009. - 271,[1] с.
11.
Юдина Е. Н., Евтушенко М. А., Иерусалимская О. А. «Для
тех, кто шьет» - 4-е изд., 1992. - 415,
Электронные ресурсы
1. http://www.shyu.ru/kak-nauchitsja-shit.html
2. http://pressa-vsem.ru/shite-i-kroy
28
3.3. Список литературы для обучающихся
1. Беата Хилбиг «Стильные штучки для вашей одежды», Ярославль,
изд. «Академия развития», 2008г. - 32, [1] с
2. Егорова
Р.И., Монастырная В.П. «Учись шить», Москва,
«Просвещение», 1989 г. - 156, [4] с.
3. Иванова М.А. «Азбука шитья», (по материалам популярной
литературы), Спб, 1994 г. - 284, [1] с.
29